Фестивали Dance Open и Context.Diana Vishneva: ехать в Петербург или оставаться в Москве
Два таких масштабных фестиваля современного танца, как Dance Open и Context.Diana Vishneva хоть и проходят в разные месяцы, но программы решили объявить одновременно. Кажется, будто они решили устроить соревнование, кто привезет больше звездных имен и названий. Time Out выяснил, стоит ли ехать за современной хореографией в Санкт-Петербург или стоит остаться в Москве. А, может, нужно успеть везде?
«Сон в летнюю ночь»
Балет Дортмунда, Германия
Любовь публики и уважение профессионалов к Александру Экману легко объяснить – он свободно расправляется с традициями балета и раздвигает его границы, заставляя танцовщиков выполнять далеко не простые па в воде, в бассейне с шариками и стогу сена, а зрителей – безудержно смеяться.
В основу «Сна в летнюю ночь» Экман взял отнюдь не пьесу Шекспира, а скандинавские обряды летнего солнцестояния. За полтора часа перед зрителями проносятся один день из жизни селян и фантасмагорический ночной сон, где подсознание вытесняет реальность.
«Sh-Boom!»
NDT 2, Нидерланды
Не будет преувеличением сказать, что NDT – ведущая танцевальная труппа в Европе. А приставка в виде цифры 2 вовсе не означает его место во внутритеатральной иерархии: молодежный состав, в который каждый год стремятся попасть сотни танцовщиков, давно перерос в самодостаточный конгениальный коллектив.
На фестивале будет показан триптих из двух спектаклей главных хореографов Нидерландского театра танца Пола Лайтфута и Соль Леон, как всегда трагически ломких и изящных, а также одной миниатюры Марко Геке, мистической, резкой и немножко нервной.
«Спящая красавица»
Балет Лейпцига, Германия
Танцовщик классического балета Йерун Вербрюгген создал первую работу только шесть лет назад, но сегодня уже является одним из самых востребованных и ярких хореографов. Сам он признается, что «из него лезет сюрреализм». Каждый раз на сцене он создает причудливые, иногда даже пугающие, миры.
Благодаря ему и художникам Чарли ле Минду и Кьяре Стефенсон (первый работал с Леди Гагой, а вторая – с Бьорк) красавице сняться совсем не сладкие сны, а самые настоящие кошмары. Спектакль, по сути, о том, как сложно быть подростком: как отстоять свое право на любовь и справиться с прессингом заботливых родителей.
«Современные шедевры»
Dutch National Ballet, Нидерланды
Трехактный калейдоскоп, который представит Нидерландский театр балета — буквально краткая история балета. «Современные сюжеты» включают в себя работу такого классика, как Джордж Баланчин, а также его учеников – Ханса ван Манена и Уильяма Форсайта.
Каждый из них по-своему повлиял на развитие современного танца. Баланчин показал, как сочетать классику и модерн. Ван Манен добавил к этому математическую точность. А Форсайт пошел дальше и разработал компьютерную программу для преподавания «Технологии импровизации».
«Ревизор»
Kidd Pivot, Канада
О канадке Кристал Пайт в Европе заговорили не так давно, но ее график расписан уже на пять лет вперед. В своих постановках она не только демонстрирует ни на что не похожий танцевальный язык, но и широко использует элементы драматического театра. Ее изобретательность не знает предела, и каждый спектакль не похож на другой.
Вместе с выступающим в качестве драматурга театральным деятелем Джонатоном Янгом они покажут свою версию гоголевской сатиры. Артисты будут исполнять танец не только под музыку, но и под записанные ведущими актерами Канады диалоги.
«Playback»
Batsheva, Израиль
Хореограф Охад Наарин известен как изобретатель языка движения и метода работы с телом под игривым названием GaGa. Этим методом давно и эффективно занимается вся труппа Batsheva — и, возможно, в этом секрет ее неподражаемой техничности.
Но этот спектакль совсем не похож на то, что мы привыкли видеть на гастролях прославленной труппы. Охад Наарин решил показать себя с новой, неизвестной доселе стороны — как исполнителя собственных песен. Постановка балансирует между жанрами и темами, включает в себя и сатиру, и лирику, и переходит от кабаре к художественной инсталляции.
«Двигаясь с Пиной»
Кристиана Морганти, Италия
Пина Бауш создала не только свой уникальный стиль, она построила новый тип театра – танцтеатр. Ее самая известная цитата характеризует все, что она делала на протяжении сорокалетней карьеры: «Меня не интересует, как люди двигаются. Мне интересно, что ими движет».
Культовый режиссер Вим Вендерс посвятил ей фильм, а ее ученица и многолетняя солистка Кристиана Морганти — лекцию-спектакль. Она рассказывает о Пине и танцем, и текстом. Делится впечатлениями от легендарного хореографа, исполняет отрывки из спектаклей Театра танца и предлагает зрителям присоединиться к «танцу страсти».
«TOML»
SOL Dance Company
По части современной хореографии Израиль впереди планеты всей. Поэтому, если вы никогда не слышали об этой танцевальной компании, ничего страшного — знать все танцевальные коллективы Израиля невозможно. Выходец из Kibbutz Dance Company Эяль Дадон собрал свой собственный коллектив в 2016 году, но талант и работоспособность уже привели его на международные фестивали.
«TOML» — аббревиатура выражения Time of My Life («время моей жизни»). Это попытка с помощью танца взглянуть на себя со стороны и порассуждать на глобальные и важные темы: самопожертвование, щедрость, страх, любовь, разочарование, — словом, все то, что и составляет жизнь и ее время.