7 отечественных фильмов, высоко оцененных на Западе
Вокруг российского кино сложился стереотип, что ему никогда не догнать Запад и Европу. В этом есть доля правды — но не стоит забывать, что отечественный кинематограф тоже богат шедеврами. Time Out вспоминает фильмы, которые были высоко оценены за рубежом, в том числе получили весомые награды.
Разгар Великой Отечественной войны. Немецкие войска продвигаются на восток в сторону Волги, где планируют захватить неназванный город. Советское руководство опасается, что сдача города будет иметь катастрофические последствия в стратегическом плане. Командование отправляет руководить обороной города генерала-полковника Муравьева (Михаил Державин-старший). Он должен выполнить приказ номер 227 — «Ни шагу назад».
Фильм получил «Гран-при» в Каннах, где также стал лауреатом в номинации «Лучший сценарий». Зарубежные критики отмечали, что «Великий перелом» тонко описывает войну с психологической точки зрения.
Советская черно-белая лента снята по мотивам повести «Вечно живые» Виктора Розова. События разворачиваются до и во время Великой Отечественной войны в Москве. Борис (Алексей Баталов) идет добровольцем на фронт и вынужден оставить свою возлюбленную Веронику (Татьяна Самойлова). Однако война добралась и до девушки — во время бомбардировки ее дом был разрушен, а родители погибли. После этого Вероника по предложению отца Бориса переезжает к нему дом, где сталкивается с ухаживаниями двоюродного брата Бориса — Марка. Поддавшись настойчивости Марка, Вероника принимает его предложение, после чего они женятся, вызвав тем самым гнев большей части семейства.
«Летят журавли» до сих пор остается единственным фильмом, получившим главный приз Каннского фестиваля. Также в Каннах картина получила награду в категории «Особое упоминание». В СССР о триумфе картины сообщили сдержанно — в «Известиях» даже не были упомянуты ни режиссер, ни автор сценария.
Картина снята по знаменитому роману Льва Толстого. В центре событий — интриги, семейные драмы и личные трагедии представителей дворянского сословия во время войн с Наполеоном в 1805-1812 годах. Один из героев, наследник огромного состояния, Пьер Безухов (Сергей Бондарчук) на свое горе женится на корыстной женщине Элен Курагиной (Ирина Скобцева). Его друг Андрей Болконский (Вячеслав Тихонов), вернувшись с войны, находит спасение в любви к Наташе Ростовой (Людмила Савельева). Однако вскоре возлюбленных ждет разлука, во время которой девушка попадается на уловки Анатоля Курагина (Василий Лановой).
Картина была высоко отмечена Национальным советом кинокритиков США и получила премию за «Лучший фильм на иностранном языке». За фильмом также числятся «Оскар» и «Золотой глобус» в той же номинации.
Режиссер:
В ролях:
СССР, 1968 г.
На космическую станцию планеты Солярис, где изучают особенности живого океана, прибывает ученый психолог Крис Келвин (Донатас Банионис). Его цель — разобраться со странными сообщениями от сотрудников, прервать исследования и закрыть станцию. Крис сталкивается, как ему кажется, с неадекватным поведением проживающих там ученых и принимает их за сумасшедших… Но вскоре сам начинает видеть наяву жену, покончившую жизнь самоубийством, в чьей смерти он на подсознании винит себя: оказывается, океан умеет материализовывать образы людей из их существенных и болезненных воспоминаний. Прилетев исследовать океан, ученые сами стали объектом изучения.
Картина Тарковского получила «Гран-при жюри», «ФИПРЕССИ» в Каннах и завоевала приз на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1972-ом году. Также согласно многим опросам «Солярис» считается одним из величайших фантастических фильмов в истории мирового кинематографа.
Психологическая драма Тенгиза Абуладзе начинается с похорон бывшего городского главы Варлама Аравидзе. Утром следующего дня тело находят возле дома его сына – Авеля (Автандил Махарадзе); после повторного захоронения тело снова каким-то чудом оказывается возле дома Авеля; и так каждый день. В итоге внук покойного устраивает засаду и подстреливает женщину. После этого в суде таинственная незнакомка рассказывает страшную правду о Варламе: оказывается, ее семья подвергалась репрессиям из-за ложных доносов бывшего главы города, из-за чего погибли ее муж, мать и отец. Рассказ женщины стал отправной точкой для открытия занавеса тайны «правления» Аравидзе, за которым крылось множество невинных жертв.
В 1987-ом году на Каннском кинофестивале фильм получил «Гран-при жюри», «ФИПРЕССИ» и «Приз экуменического (христианского) жюри». Картина настолько откровенная и бескомпромиссная, что ее пытался запретить сам Эдуард Шеварднадзе. После того, как он стал членом Политбюро и переехал в Москву, он позаботился об арестах копий фильма — в этих целях устраивались даже обыски квартир.
1936-ой год. Прославленный командир дивизии Сергей Котов (Никита Михалков) отдыхает с женой, ее родственниками и дочерью на подмосковной даче. В разгар веселья в доме появляется его давний знакомый Митя (Олег Меньшиков). В 1928-ом году Котов отправил Митю в Париж, чтобы тот внедрился в Белое движение и отслеживал их активистов, а сам женился на его девушке Марусе (Ингеборга Дапкунайте), тем самым разрушив жизнь друга. Митя, с презрением относившийся к советской власти, был вынужден поступиться принципами и все это время на нее работать. Теперь он сообщает Котову, что является сотрудником НКВД и приехал арестовать его за причастность к заговору.
Фильм Михалкова в 1995-ом году получил «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а также выиграл «Гран-при жюри» и «Приз экуменического (христианского) жюри» на 47-ом Каннском фестивале.
Режиссер:
В ролях:
Россия, 1994 г.
Простой автослесарь Николай Сергеев (Алексей Серебряков) пытается отстоять свои земли перед коррумпированным мэром города, в борьбе с которым ему не в силах помочь даже друг – столичный адвокат. В это время рушатся его отношения с супругой и жизнь в целом.
«Левиафан» стал первым фильмом на постсоветском пространстве, удостоившимся награды «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Также картина была номинирована на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке», на премию BAFTA в категории «Лучший фильм не на английском языке» и завоевала приз в Каннах за «Лучший сценарий». Многие зарубежные критики окрестили «Левиафан» фильмом, наилучшим образом передающим российскую действительность.
Режиссер:
В ролях:
Россия, 2014 г.