Все останется «Между нами»: мини-фест спектаклей для одного зрителя
До 29 февраля в Цехе Белого на Винзаводе импресарио Федор Елютин показывает иммерсивный проект «Между нами», объединивший два интерактивных спектакля. Корреспондент Time Out рассказывает, почему нужно поучаствовать хотя бы в одном из них.
Кто придумал?
Режиссером двух частей проекта — Pillow Talk и Voicing Pieces — является живущая в Берлине турчанка Бергюм Эрджияс, которая училась на молекулярного биолога и генетика, но в итоге выбрала сферу исполнительских искусств. В Москву ее работы привез Федор Елютин — импресарио, на счету которого, например, московские адаптации постановок легендарной команды Rimini Protokoll (их аудиопроменад Remote Moscow в мае откроет уже шестой сезон — рекорд среди всех мировых версий) и «персональной» трилогии бельгийцев Ontroerend Goed («твою_игру» и «Сокровенное» сейчас можно увидеть в ГУМе).
Что такое Pillow Talk?
Pillow Talk, как и Voicing Pieces, из-за игры слов полноценно на русский не перевести. Под первым понимают разговоры в постели: интимные, но одновременно не слишком серьезные. Эрджияс материализовала метафору, предложив зрителям на самом деле вступить в такой же доверительный и шутливый диалог с настоящей подушкой, внутри которой спрятан искусственный интеллект. Не всегда он полностью вас понимает и отвечает иногда невпопад, сам же предупредительно за это извиняясь. Но и задача Pillow Talk — не продемонстрировать достижения современности, а дать зрителю возможность поговорить с самим собой по душам. Для этого и полумрак, и мягкая подушка, и застилающая все пространство нежная черная ткань, и тишина, в которой шепот окружающих зрителей кажется шелестом ветра. Машина лишь задает вопросы — иногда простые, а иногда только кажущиеся таковыми. Так что успех спектакля зависит от вашей способности расслабиться в незнакомой обстановке и желания порефлексировать.
Что такое Voicing Pieces?
При входе в соседний зал, где проходит второй спектакль, кажется, что попал на выставку современного искусства: одно черное «облако» стоит на ножках, другое парит в воздухе, третье торчит из стены. В каждое из них вам предстоит засунуть голову, предварительно надев наушники с микрофоном. Вы снова наедине с собой, с собственным голосом, который подвергается метаморфозам, множится, распадается на части. В какой-то момент программа перехватывает над ним контроль, опрокидывая в чувство растерянности, — как можно забрать то, что неотделимо от личности? Вы включаетесь в игру, незаметно для себя начиная интонировать, выстраивать паузы, смаковать слова, овладевая голосом как инструментом. Будьте готовы, что после спектакля вам захочется записаться на курсы ораторского мастерства.
Где проходит?
Оттолкнувшись от турецкого происхождения режиссера, команда Импресарио завесила Цех Белого на Винзаводе коврами и создала лаунж-зону в восточном стиле, чтобы зрители могли отключиться от дневных забот и настроиться на спектакль: поучаствовать в чайной церемонии или сеансе ароматического рисования, угоститься гранатом или алкогольным коктейлем (он, кстати, уже включен в стоимость).
Зачем идти?
Если вы уже видели другие постановки Импресарио, вам наверняка хочется вернуться (а тем, кто не видел, — впервые прийти) за атмосферой персонального спектакля, когда вы являетесь и действующим лицом, и главной темой спектакля. Не зря Елютин называет свои проекты «экспириенсами» или «переживаниями» — в привычном понимании на театр эти эксперименты редко похожи. Пожалуй, тех, кто уже был на «твоей_игре» или Smile OFF, Voicing Pieces впечатлит сильнее: здесь вы впервые оказываетесь исключительно сами с собой, без фигуры медиатора, пусть даже такой искусственной, как в Pillow Talk.