5 лучших фильмов Луиса Бунюэля: от «Дневной Красавицы» до «Скромного обаяния буржуазии»

5 фильмов Луиса Бунюэля, изменивших все

Иван Афанасьев   22 февраля 2023
4 мин
5 фильмов Луиса Бунюэля, изменивших все
Кадр из фильма "Дневная красавица" Луиса Бунюэля
22 февраля могло бы исполниться 123 года великому Луису Бунюэлю, одному из режиссеров, сформировавших кино таким, каким мы его знаем сейчас. Без него не было бы Дэвида Линча, Дени Вильнева, Гаспара Ноэ и еще многих из тех, кого мы все знаем и любим. Бунюэль начинал как сюрреалист, дружил с Сальвадором Дали и творил в Париже. Time Out выбрал пять фильмов великого мастера, без которых кино было бы совершенно иным.

«Андалузский пес»

Первый шедевр — и первый же фильм, за который Бунюэля хотели едва ли не распять (вкупе со следующим, своеобразным логическим продолжением — «Золотым веком»). Он нарушил сразу несколько негласных табу. Привел зрителя в шок невиданными в своей жестокости кадрами — вроде того, где подносят бритву к женскому глазу, чтобы разрезать его. Нарушил всякую привычную логику повествования — предложив вместо этого набор слабо связанных кадров. И сплел воедино кино и фрейдовскую символику: по сути, «Андалузский пес» — не фильм, а визуальное сновидение.


«Земля без хлеба»

Каждый фильм Бунюэля в некотором роде был плевком в сторону всего, что он всей душой презирал. Коммунист по убеждениям, он уехал из Франции на родину после нападок из-за первых двух фильмов и снял страшную документальную фреску об ужасах быта бедной крестьянской деревушки в горах. Перемежая картины крайней нищеты с кадрами разукрашенных церквей и храмов, он яростно нападал на католическую церковь — такого себе до него еще никто не решался позволить.

Особенно в стране, где некогда процветала инквизиция. Еще один пример невероятно смелой провокации — сейчас этим уже никого не удивишь, но лишь потому, что началось все с Бунюэля.

 

Nazarín

«Назарин»

Спустя 30 лет после «Золотого века» Бунюэль вновь обратится к теме религии в одном из самых своих парадоксальных фильмов. Рассказ про бывшего священника, решившего помочь двум девушкам, одна из которых — бывшая путана. По идее история должна была расшевелить консервативную католическую церковь хотя бы эпизодом, где главный герой тянет руку за милостыней, с ужасом осознавая, что сам когда-то подавал нищим. Но, вопреки логике, один из самых антирелигинозных фильмов Бунюэля чуть не получил премию Всемирной католической организации. Да, Луис умел сделать так, чтобы все было шиворот-навыворот.

 

«Дневная красавица»

Сколько людей хотели бы увидеть Катрин Денев обнаженной — и первым уговорить ее смог именно Бунюэль. Более того — уговорить сняться в роли богатой мазохистки, подрабатывающей проституткой, когда мужа нет дома. Фильм имел оглушительный успех, и это было лишним поводом поиронизировать над публикой — Бунюэль сказал, что на фильм ходят не потому, что он выдающийся, а «потому что там много проституток». Так эффектно буржуазию до Бунюэля не распинал никто — даже в своей картине «Ангел-истребитель» он не позволял себе так издеваться над средним классом, да еще и забирая у них за это деньги.


«Скромное обаяние буржуазии»

Наигравшись в эротику и критику религии, Бунюэль вернулся к истокам и снял одну из своих самых сюрреалистичных картин (хотя отдельные нотки были везде — даже в «Земле без хлеба»). По сути, это киноальманах из историй, объединенных общей канвой: группа обеспеченных людей раз за разом безуспешно пытается пообедать, но им все время что-то мешает. Изысканный юмор в духе сюжетов иллюстратора Херлуфа Бидструпа, подкрепленный образами «Андалузского пса» раскрывает Бунюэля как редкостного шутника. А еще это, возможно, самый зрелый фильм режиссера: он больше не горит святой ненавистью к богатым, а просто с удовольствием иронизирует.

 

В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.