5 фильмов Луиса Бунюэля, изменивших все
«Андалузский пес»
Первый шедевр — и первый же фильм, за который Бунюэля хотели едва ли не распять (вкупе со следующим, своеобразным логическим продолжением — «Золотым веком»). Он нарушил сразу несколько негласных табу. Привел зрителя в шок невиданными в своей жестокости кадрами — вроде того, где подносят бритву к женскому глазу, чтобы разрезать его. Нарушил всякую привычную логику повествования — предложив вместо этого набор слабо связанных кадров. И сплел воедино кино и фрейдовскую символику: по сути, «Андалузский пес» — не фильм, а визуальное сновидение.
«Земля без хлеба»
Каждый фильм Бунюэля в некотором роде был плевком в сторону всего, что он всей душой презирал. Коммунист по убеждениям, он уехал из Франции на родину после нападок из-за первых двух фильмов и снял страшную документальную фреску об ужасах быта бедной крестьянской деревушки в горах. Перемежая картины крайней нищеты с кадрами разукрашенных церквей и храмов, он яростно нападал на католическую церковь — такого себе до него еще никто не решался позволить.
Режиссер:
Луис Бунюэль
Испания, 1933 г.
Особенно в стране, где некогда процветала инквизиция. Еще один пример невероятно смелой провокации — сейчас этим уже никого не удивишь, но лишь потому, что началось все с Бунюэля.
Nazarín
«Назарин»
Спустя 30 лет после «Золотого века» Бунюэль вновь обратится к теме религии в одном из самых своих парадоксальных фильмов. Рассказ про бывшего священника, решившего помочь двум девушкам, одна из которых — бывшая путана. По идее история должна была расшевелить консервативную католическую церковь хотя бы эпизодом, где главный герой тянет руку за милостыней, с ужасом осознавая, что сам когда-то подавал нищим. Но, вопреки логике, один из самых антирелигинозных фильмов Бунюэля чуть не получил премию Всемирной католической организации. Да, Луис умел сделать так, чтобы все было шиворот-навыворот.
«Дневная красавица»
Сколько людей хотели бы увидеть Катрин Денев обнаженной — и первым уговорить ее смог именно Бунюэль. Более того — уговорить сняться в роли богатой мазохистки, подрабатывающей проституткой, когда мужа нет дома. Фильм имел оглушительный успех, и это было лишним поводом поиронизировать над публикой — Бунюэль сказал, что на фильм ходят не потому, что он выдающийся, а «потому что там много проституток». Так эффектно буржуазию до Бунюэля не распинал никто — даже в своей картине «Ангел-истребитель» он не позволял себе так издеваться над средним классом, да еще и забирая у них за это деньги.
«Скромное обаяние буржуазии»
Наигравшись в эротику и критику религии, Бунюэль вернулся к истокам и снял одну из своих самых сюрреалистичных картин (хотя отдельные нотки были везде — даже в «Земле без хлеба»). По сути, это киноальманах из историй, объединенных общей канвой: группа обеспеченных людей раз за разом безуспешно пытается пообедать, но им все время что-то мешает. Изысканный юмор в духе сюжетов иллюстратора Херлуфа Бидструпа, подкрепленный образами «Андалузского пса» раскрывает Бунюэля как редкостного шутника. А еще это, возможно, самый зрелый фильм режиссера: он больше не горит святой ненавистью к богатым, а просто с удовольствием иронизирует.
В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.