Рецензия на фильм «Подлинная история банды Келли»

Рецензия на фильм «Подлинная история банды Келли»

Клара Хоменко   28 февраля 2020
2 мин
Рецензия на фильм «Подлинная история банды Келли»

Нэд Келли (Джордж Маккей) — старший сын в большой семье, где отец все время сидит в тюрьме, а мать (Эсси Дэвис) продает себя, чтобы всех прокормить. В один прекрасный день она продает и Нэда — в напарники бандиту по имени Гарри Пауэр (Рассел Кроу), чтобы тот научил мальчика быть мужчиной. Из этого мало что выходит хорошего — как, собственно, и из всей жизни Нэда, который, возглавив семейную банду, заканчивает жизнь на виселице. 

Четвертая экранизация истории про австралийского Робин Гуда могла бы стать чем угодно, от байопика, где все на самом деле пошло не так, до брутального вестерна. Но за работу взялся Джастин Курзель, который даже компьютерную игру пытался превратить в нечто вроде каталога карточек для психоанализа. «Кредо убийцы» закономерно провалилось в прокате, но деньги на «Подлинную историю банды Келли» режиссер нашел раньше. Спасибо доброму Богу за это могут сказать не все. Во всяком случае, зритель, идущий в кино на вестерн о борьбе бандитов-ирландцев с проклятыми британскими копами, а получающий лихую мужскую конницу в платьях, точно счастлив не будет.  

Рады этому фильму будут только те, кто любит манеру Курзеля превращать историю в поток символов и с их помощью анализировать реальность. В этом смысле «Банда Келли» просто праздник какой-то: тут и культ токсичной маскулинности, и пробивающаяся сквозь него гомоэротика, и фрейдистский образ матери-шлюхи, и превращение чувствительного мальчика в ни к чему по сути не пригодный броненосец. Жизненный путь Неда Келли показан здесь как путь к безумию и смерти, поскольку нарочито нелепый мир вокруг него буквально не дает парню вздохнуть. Мир этот бесприютен, сер, примитивен. Природные красоты Австралии заменяют тесные и душные стены, уродливые лесные прогалины и поля, утыканные сухими ободранными палками. Посреди всего этого великолепия бродит главный герой в исполнении Джорджа Маккея — вполне курзелевского актера, для которого талант не менее важен, чем внешность. 

Все остальные в этом фильме не имеют ни малейшего значения. Картина полностью фокусируется на Неде, временами сжимаясь до острия — через равнодушный голос, бледные, ничего не выражающие глаза, через тело, натянутое и перекрученное, словно веревка. Воспитанный в нищете стереотипов точно так же, как в нищете материальной, Келли обороняется буквально от всего на свете, и это физически ощутимое сопротивление выдавливает других, более расслабленных персонажей. Ломается он только перед матерью Эллен — отличная, даже фанатичная работа Эсси Дэвис.  

Тем интереснее, что в финале Нед завещает свою борьбу за свободу дочери. В контексте картины, где мужчина оказывается главной жертвой патриархального мира, это выглядит прозрачным, как слеза, признанием необходимости феминизма. Отличный и неожиданный вывод для истории о бандите, который держал в страхе всех полицейских Австралии и был повешен в двадцать пять лет.