5 главных российских фильмов ужасов
Один из первых российских фильмов ужасов, снятый режиссером Альбертом Мкртчяном в 1992 году. Лента рассказывает о серии аномальных и мистических событий, которые произошли в начале 90-ых: молодая мать совершает самоубийство, задушив перед этим своего сына. Следователю Андрею Крутицкому (Александр Зуев) предстоит решить зловещую головоломку, в которой постоянно появляются все новые сложные вопросы.
Мкртчян умело жонглирует жанрами: детективная линия поддерживается саспенсом, присущим триллеру, а череда мистических убийств по-настоящему пугает, напоминая о том, что перед зрителями первозданный хоррор. Уже в наше время «Прикосновение» стало считаться чуть ли не самой удачной пробой пера в жанре и получила зрительское и профессиональное признание.
Самый необычный и безбашенный российский хоррор. «Гонгофер» – это история молодого казака Кольки, приехавшего в Москву для покупки племенного быка. В столице его охмурила прекрасная блондинка Ганна, влюбленные вместе провели целую ночь — а утром Колька обнаружил, что мистическая красотка… украла его глаза. Глядя на мир чужими глазами, Колька не стал мириться с положением дел и отправился на поиски собственных глаз.
Накал страстей усиливается с каждой минутой, и кино постепенно превращается в самый настоящий безумный психоделический трип, граничащий с трэшем. И все это под крайне удачно подобранную музыку группы «Ноль». По настроению «Гонгофер» прекрасно отражает постсоветскую действительность: хлынувшая свобода, перманентный хаос 90-ых и ощущение абсурда. Этот своеобразный эксперимент в жанре хоррора точно останется в памяти зрителей после просмотра.
Пожалуй, лучший российский фильм ужасов от будущего режиссера массовых хитов «Легенда №17» и «Экипаж» Николая Лебедева. В небольшом провинциальном городке происходит серия загадочных убийств похожих друг на друга девушек. Жителей охватывает страх. В это же время в город приезжает молодая практикантка Дина, которой суждено изменить жизни многих горожан, — ее сыграла потрясающе талантливая Екатерина Гусева.
Фактически Лебедев снял первый в молодом российском кино психологический триллер, включающий в себя элементы мистики, ужасов, детектива и даже мелодрамы. Режиссер сумел создать леденящую атмосферу с помощью постоянного сценарного и операторского нагнетания. Саспенс в «Змеином источнике» — будто отдельный герой, перед которым невозможно не преклоняться. Кроме Еатерины Гусевой блестяще исполнили свои роли Евгений Миронов и Ольга Остроумова. Как итог — совершенно уникальный дебютный фильм талантливого российского режиссера, впоследствии не раз доказавшего свое мастерство.
Одиннадцатый фильм культового российского режиссера Алексея Балабанова сложно отнести к жанру хоррора, но эффект, который лента производит на своего зрителя иначе, как ужасом, назвать невозможно. Закат советской эпохи, 1984 год. За окном ранняя осень, страной руководит Константин Черненко, из Афганистана один за другим прибывают цинковые гробы с телами военнослужащих. Но жизнь в вымышленном провинциальном городке продолжается. Во время одной из дискотек пропадает девушка, дочь секретаря райкома партии. Расследование поручено капитану милиции Журову, который оказывается настоящим дьяволом во плоти.
«Груз 200» считается самым неоднозначным фильмом Балабанова. При просмотре можно не раз испытать чувство нахождения в филиале ада на Земле. На стадии подготовки к съемкам после прочтения сценария от своих ролей отказались Евгений Миронов, Сергей Маковецкий и многие другие актеры. Позднее, под угрозой оказался даже выход картины в российский прокат. Балабанова обвиняли в депрессивном, даже черном настроении ленты, а также в использовании множества крайне противоречивых сцен, которые находятся «за гранью». Но все-таки фильму суждено было выйти в прокат летом 2007 года. «Груз 200» был показан на Венецианском кинофестивале в рамках внеконкурсной программы, а также был удостоен приза Гильдии российских кинокритиков на «Кинотавре».
В нулевые и в первой половине 2010-х российские режиссеры и продюсеры искали новые идеи и возможности освежить жанр ужасов. В каком-то смысле хорроры превратились в конвейер скримеров и слабых сценариев, под стать тенденциям в мировом кино. Но в последние годы в жанре стали появляться интересные находки — например, «Убрать из друзей» совместного производства России и США. Продюсером выступил Тимур Бекмамбетов, режиссером — Леван Габриадзе. Хотя фильм и нельзя назвать исключительно российским, но все-таки задумка принадлежит именно Тимуру Бекмамбетову.
Это один из первых фильмов, снятых в новом формате screenlife, который подразумевает рассказ истории с помощью экрана монитора. Все действие заключено на рабочем столе: герои-школьники общаются по скайпу, обсуждая скандальное видео с одноклассницей, после обнародования которого она покончила жизнь самоубийством. Таинственный собеседник с ником Billy227 идет на все, чтобы выяснить, кто из закадычных друзей выложил видео в сеть и стал главным виновником самоубийства девушки. По сути, Бекмамбетов с Габриадзе создали новый жанр кино, и пусть у картины есть очевидные сценарные недостатки, нельзя отрицать тот факт, что «Убрать из друзей» оказался по-настоящему необычным хоррором, подарившим жанру новое дыхание.
Режиссер:
В ролях:
США, Россия, 2015 г.