Фестиваль Будущего Театра

Фестиваль Будущего Театра

  5 марта 2020
6 мин
Фестиваль Будущего Театра

С 22 по 29 февраля 2020 года в Москве пройдет Фестиваль Будущего Театра — это творческий разговор о достижениях и перспективах российского театра как современного, высокотехнологичного и конкурентоспособного на мировом рынке.

Что будет цениться в театре будущего — живая актерская игра или новейшие технологии. Каким станет диалог режиссеров и художников со зрителем. Как будет меняться пространство театра и его экономика. Какой театр будущего нам необходим.

Фестивальные постановки выйдут за пределы привычных театральных стен театра, и будут поставлены в музейных пространствах и в современных креативных кластерах, таких как: ArtPlay, Красный Октябрь, Музей истории Гулага.

В программе Фестиваля – более 60 мероприятий: спектакли, лекции, мастер-классы, читки, дискуссии, круглый столы и т.д.

Круглые столы:

В МХАТ им. М. Горького состоится круглый стол о будущем уличного театра, в рамках которого будет рассмотрена история уличного театра и его основные социальные функции. Среди участников дискуссии – режиссеры, актеры, кураторы различных уличных театров России.

Мастер-классы:

Несколько дней программы будут посвящены одной из самых противоречивых и одновременно интересных тем – VR-технологии и мультимедиа. Создатели проекта TheaterVR – Олег Николаенко (режиссер) и Даниил Бакалин (главный VR-разработчик) проведут мастер-класс «Создание иммерсивных художественных проектов в VR», на котором раскроются главные секреты виртуальной реальности.

Видеохудожник, дизайнер, эксперт по мультимедийным технологиям, в прошлом – супервайзер проектов Sila Sveta Максим Чепухалин представит серию мастер-классов на тему «Искусство медиа».

Лекции:

На лекции «Дегуманизация театра: согласие или восстание?» философ, автор курса «Антропология и Онтология Театра», автор 24-томного культурологического и философского исследования «Ноомахия» Александр Дугин расскажет о театре в психологическом аспекте.

Руководитель агентства Streetart Евгений Фатеев прочитает лекцию «Homo videns. Человек в цифровую эпоху». На этой лекции обсудим: как читать визуальное искусство? как не стать обманутым изображением. как жить во времена пришествия нового Иероглифа. Также на многочисленных лекциях будем говорить о зрителе будущего, о медиапоэзии, о визуальной культуре, о театре в контексте современного искусства и т.д.

Дискуссии:

Иммерсивные спектакли, интерактивные постановки, технологии, VR-разработки в области искусственного интеллекта – все это открыло новую страницу театральной истории. Из наблюдателя зритель стал активным участником действия, порой даже воздействуя на ход развития постановки. Об этом театроведы, философы и культурологи будут говорить в рамках дискуссии «Зритель будущего».

Среди участников: Евгений Фатеев (директор агентства Streetart, основатель фестиваля уличного искусства «Стенограффия», член Общественной палаты г. Екатеринбурга), Алена Дятко (исследователь эстетики переходных эпох, мифа, кинематографа, выпускница философского факультета МГУ, автор курса «Миф в Искусстве»), Дмитрий Круглых (культуролог, выпускник философского факультета МГУ, специалист по японской эстетике и японскому театру, автор и ведущий блога Философское мнение) и многие другие. На территории Красного Октября пройдет лекция и практикум «Лаборатория языка».

Первая часть мероприятия – обзорная лекция о цифровых жанрах медиа-поэзии, вторая часть – создание коллективной инстаграм-поэмы. Прочтет лекцию медиапоэт, художник, со-основатель и куратор Фестиваля медиапоэзии 101 Дарья Петрова.

В программу Фестиваля Будущего Театра вошло более 15 лекций, мастер-классов, дискуссий от профессиональных практиков и теоретиков индустрии. Театр как живой организм состоит из множества составляющих, самодостаточных поодиночке и сливающихся в театральную постановку при взаимодействии. Именно поэтому в рамках фестиваля мы не останавливаемся на основной теме, а препарируем ее и обсуждаем проблематику и будущее отдельных ее частей – поэзии, музыки, танца, перформанса.

 Музыка:

В рамках фестиваля зрители увидят музыкально-танцевально-драматический спектакль создателя петербургско-дрезденского театра «Дерево» Антона Адасинского «Золото». Главные герои — Ноты, запертые злым учителем в тесной бочке, вынуждены издавать какофонию вместо мелодичных звуков. Вместо музыки – какофония. Время сломалось. Единственный выход — бежать и во что бы то ни стало вернуть золотой век гармонии.

В пространстве TROYKA Multispace пройдет классическая опера в иммерсивном формате «Пиковая дама». 54 зрителя погрузятся в мир иллюзий бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского. Место действия — старинная усадьба Гончарова-Филипповых, которую дед жены Пушкина, Натальи Николаевны, проиграл в карты. Особняк наполнит живая музыка в исполнении солистов ведущих московских театров, хора и оркестра из 30 музыкантов. Зрителей во время таинственного путешествия будут сопровождать танцоры балета, а гидом в мир азарта, страстей и неумолимой судьбы станет Александр Пушкин.

Иммерсивный театр, перформанс:

Иммерсивной частью фестиваля станут «Вернувшиеся», поставленные по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Вместо сцены задействованы четыре этажа особняка, 240 сцен проходят параллельно на протяжении двух с половиной часов в 50 комнатах особняка «Дашков 5», некоторые из которых являются тайными, где каждый зритель сам определяет свой путь. В постановке «Мы. Диалог великих предков», благодаря впечатляющей технологии Уолтера Диснея, статуи великих культурных и политических деятелей Российской Империи обретают голоса, эмоции, мимику, и ведут беседы на злободневные темы. Перед зрителем предстанут 7 известных личностей, повлиявших на самосознание русского народа и изменивших ход истории России: Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. В. Ломоносов, Петр I, Екатерина Великая, А. В. Суворов, И. А. Крылов. Диалог великих предков позволяет переосмыслить опыт прошлых лет и понять, что проблемы, окружавшие русский народ 200 лет назад, актуальны и сейчас.

VR, мультимедиа:

Спектакль «Забытый поцелуй» – магическая атмосфера философской сказки-легенды Александра Ивановича Куприна, рассказанная в формате 3D360. Это удивительной красоты миры, созданные в пространстве VR, ambient sound design композитора-электронщика Romulus C, роскошные платья Ирины Рогушиной, загадочные образы Натальи Питкинен. В этой работе мастерски переплетаются виртуальная реальность, театр, кино, мода, электронная музыка и русская классика.

В спектакле с GIF-куклами «Гадкие лебеди» по мотивам одноименной повести братьев Стругацких представлен синтез кукольного театра и современных цифровых технологий, а на сцене задействованы как взрослые актёры, так и дети. Откроется фестиваль 19 февраля мультимедийной инсталляцией «Театральное AlterEgo» в Терминале D Международного аэропорта Шереметьево.

Танец:

Балет-притча Юрия Смекалова «Три маски короля» на музыку Михаила Крылова будет показан на основной Основной сцене МХАТ им. М.Горького. Постановка переосмысляет человеческую способность к перевоплощению, ношению масок, подобающих статусу и социальному слою, желанию казаться не теми, кем они являются.

Благодаря неожиданному звучание оркестра, трансформации декораций, безукоризненной работы артистов балета, зритель получит не балет, не спектакль современного танца, не мюзикл и не шоу, а нечто еще не родившееся как жанр, нечто соединяющее в себе элементы элитарного искусства и масскульта.

Искусные манипуляции с объектами, акцентированный свет, очерчивающий в темноте причудливые образы, футуристические костюмы, пластика танца объединены в целостной композиции, гипнотической, прекрасной в мрачной легенде связанной со смертью в спектакле «La Llorona».

В программу Фестиваля Будущего Театра вошло 10 спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Самары и других городов России.

Фестиваль проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.