15 отличных феминистских фильмов
Исторически 8 марта — день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. Поэтому в преддверии праздника Time Out вспоминает пятнадцать по-настоящему феминистских фильмов.
Страсти Жанны д’Арк (La passion de Jeanne d'Arc, 1928, реж. Карл Дрейер)
Руан, 1931 год. Немая французская психологическая драма охватывает последние дни жизни национальной героини Франции: в фильме показаны допросы, пытки и другие изуверства, которые совершали над Жанной д’Арк перед казнью.
«Страсти Жанны д’Арк» можно считать зарождением феминизма в кино — героиня, безукоризненно отыгранная Рене Фальконетти, оказывается одна среди садистов-мужчин и проявляет немыслимую силу духа.
Клео от 5 до 7 (Cleo de 5 a 7, 1962, реж. Аньес Варда)
Фильм рассказывает о полутора часах из жизни молодой популярной певицы Клео (Корин Маршан), которые она проводит в Париже в ожидании результатов анализа на наличие рака. Картина является размышлением на тему смерти, экзистенциального кризиса и смысла жизни — в частности, Клео пытается примириться с мыслью о собственной смертности и преодолеть чувство одиночества.
Картина максимально погружает зрителя в мир главной героини, переворачивает представления о месте женщины в современном обществе и отличается выраженным феминистическим взглядом на мир.
Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080 (Jeanne Dielman, 23 quai du Commerce, 1080 Bruxelles, 1975, реж. Шанталь Акерман)
Жанна Дильман (Дельфин Сейриг) — вдова, мать-одиночка, домохозяйка и проститутка. Ее жизнь соткана из серой рутины: стирка, уборка, занятия с детьми, покупки. Время от времени они продает себя — ради того, чтобы прокормить детей. Так проходят три дня, пока Жанна после очередного сексуального акта не закалывает клиента ножницами.
Картина Акермана отличается новаторством киноязыка: это аскетизм, монотонность и фиксация быта в реальном времени. Кроме того, «Жанна Дильман» является сильным феминистским высказыванием, которое обращает внимание на повседневную жизнь героини и социальную роль женщины в целом.
Чужой (Alien, 1979, реж. Ридли Скотт)
Возвращающийся на Землю грузовой космический корабль перехватывает исходящий с неизвестной планеты неопознанный сигнал. В соответствии с инструкциями экипаж обязан найти и исследовать источник сигнала. Оказавшись на планете, астронавты обнаруживают неопознанные предметы, по виду напоминающие гигантские коконы, из которых суждено вылупиться тому самому Чужому.
«Чужой» — важнейшее открытие для научно-фантастического жанра. Картина размышляет над необъятностью и неизведанностью Вселенной, над беспомощностью человека перед «иным». И крайне важно, что центральной фигурой, выступившей в борьбе с инопланетными монстрами, у Скотта стала женщина — Эллен Рипли в исполнении бесподобной Сигурни Уивер.
Тельма и Луиза (Thelma & Louise, 1991, реж. Ридли Скотт)
Луиза (Сьюзан Сарандон) работает в кафетерии официанткой, а ее подруга Тельма (Джина Дэвис) вынуждена сидеть дома и терпеть издевательства мужа. Девушки устали от ежедневной рутины и решили отправиться отдохнуть в горы на выходные. В первом же кантри-клубе Тельму едва не насилует Харлан (Тимоти Кархарт), но Луиза его убивает. Подруг объявляют в розыск по всей Америке, и они решают сбежать в Мексику.
Сарандон и Дэвис предстают в образах женщин, вырвавшихся из роли покорных «жертв». Отныне они способны постоять за себя и выбирать собственный жизненный путь. За эти роли Сьюзан Сарандон и Джина Дэвис номинировались на премии «Оскар» и «Золотой глобус».
Маленькие женщины (Little Women, 1994, реж. Джиллиан Армстронг)
Фильм рассказывает историю жизни четырех сестер, живущих вместе с матерью в городке Конкорд во время Гражданской войны в США. В фокусе — их первая любовь, формирование личности, жизненной позиции, начало самостоятельной жизни и борьба с общественными стереотипами на пути к мечте.
Картина основана на романе Луизы Мэй Олкотт 1868 года, который создавался частично на основе детских воспоминаний автора. Олкотт боролась за право писать о том, о чем она сама считает нужным. В свое время ее «Маленькие женщины» перевернули представление о том, каким должен быть роман. К слову, одна из героинь, Джо (Вайнона Райдер), мечтает стать писательницей и так же, как Мэй Олкотт, борется с издателями и мнением окружающих, считающих, что удел женщины – это замужество.
Я стреляла в Энди Уорхола (I Shot Andy Warhol, 1995, реж. Мэри Хэррон)
Фильм начинается с эпизода, где Валери Соланас (Лили Тейлор) стреляет в Энди Уорхола (Джаред Харрис) и попадает под арест. Затем действие переносится в прошлое: вот Соланас — ребенок, вот она ученица факультета психологии, вот она занимается проституцией, чтобы сводить концы с концами. После чего фильм рассказывает историю ее знакомства и сотрудничества с Уорхолом и издателем Морисом Жиродиа (Лотер Блюто), которых она со временем начинает подозревать в манипуляциях — вследствие чего и решается на преступление.
В контексте разговора о феминизме картина «Я стреляла в Энди Уорхола» очень важна, так как сама Валери Соланс была известной защитницей прав женщин и даже написала радикальный «Манифест общества полного уничтожения мужчин», также известный как «Манифест отбросов».
Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgment Day, 1991, реж. Джеймс Кэмерон)
Продолжение культовой картины Джеймса Кэмерона 1984-ого года. Прошло более десяти лет с тех пор, как Терминатор (Арнольд Шварценеггер) пытался убить Сару Коннор (Линда Хэмилтон), чей будущий сын должен был выиграть войну человечества против машин. Казалось бы, угроза миновала, и сыну Сары, Джону (Эдвард Ферлонг), ничего не угрожает. Однако из будущего пребывает новый неуязвимый киборг (Роберт Патрик), запрограммированный убить мальчика — но на защиту Джона встает перепрограммированный Терминатор старого поколения.
Со времен первой части изменился не только персонаж Шварценеггера, вставший на сторону добра, но и Сара: с первых же кадров зритель видит, как раскрывается ее сила и маскулинность. Будучи заперта в психиатрической лечебнице, она усиленно готовится к побегу, неплохо дерется и умело обращается с оружием.
Северная страна (North Country, 2005, реж. Ники Каро)
Молодая женщина Джози после очередной сцены домашнего насилия забирает двух детей и переезжает в свой родной город в Северной Миннесоте. Забеременев в шестнадцать лет, Джози не получила от соседей ничего, кроме презрения и неприятия, и с годами ничего не изменилось: когда женщина, вернувшись, устраивается работать на железный рудник, от работников-мужчин она получает только насмешки и домогательства. Однако теперь она не намерена мириться с положением дел и подает иск в суд.
В основе картины лежит реальная история Луис Дженсон — женщины, которая спустя девять лет работы на руднике EVTAC подала на компанию в суд в 1984-ом году. В реальности процесс шел четырнадцать лет, но дело стало первым прецедентом в США, когда был удовлетворен иск о сексуальных домогательствах. Это дало многим женщинам надежду на то, что они смогут изменить свою жизнь.
Доказательство смерти (Death Proof, 2007, реж. Квентин Тарантино)
Три девушки решают развлечься и отправляются в местную забегаловку, где становятся объектом пристального внимания со стороны Майка (Курт Рассел). Он разъезжает по стране на своей «смертоустойчивой» машине и не прочь убить одну-другую красотку. Однако в этот раз ему не удастся выйти сухим из воды.
У Квентина Тарантино был не один фильм с феминистским уклоном — вспомнить хоть «Джеки Браун» о женщине, решившей изменить свою жизнь и свободно распоряжаться собственной судьбой, или дилогию «Убить Билла» о бывшей наемнице, вставшей на тропу мести. Но именно «Доказательство смерти» стало максимально феминистским высказыванием режиссера: это наглядное перевоплощение жертвы в охотника, который жестоко расправляется с когда-то опасным зверем.
Безумный Макс: Дорога ярости (Mad Max: Fury Road, 2015, реж. Джордж Миллер)
Преследуемый призраками прошлого Макс (Том Харди) попадает пленником в некую Цитадель, где царит жестокий режим Несмертного Джо (Хью Кияс-Берн). Из этой «тюрьмы» решает сбежать принцесса Фуриоса вместе с наложницами диктатора, и вскоре к ним присоединяется Макс. Преследовать их пускаются люди Джо, и фильм превращается в безумную и визуально ошеломляющую погоню.
Постапокалиптический боевик Джорджа Миллера — четвертая картина во франшизе, посвященной Максу Рокатански. Но если раньше бандитам противостоял исключительно Макс, то теперь чуть ли не главной фигурой сопротивления становится Фуриоса, которая — с ее напором и навыками — будет, может быть, побезумнее героя Харди.
Три билборда на границе Эббинга, Миссури (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri, 2017, реж. Мартин Макдонах)
Мать-одиночка Милдред Хейз (Фрэнсис Макдорманд) потеряла дочь Анжелу: семь месяцев назад она была жестоко изнасилована и убита. Считая, что полиция даже не пытается раскрыть преступление, женщина объявляет войну служителям закона и вывешивает на трех билбордах плакаты с надписями, напоминающими об убийстве дочери и бездействии шерифа Билла Уиллоуби (Вуди Харрельсон). Параллельно ей приходится противостоять жителям города и агрессивно настроенному офицеру Джейсону Диксону (Сэм Рокуэлл).
Во многом роль Милдред вытекает из образа Мардж Гарденсон («Фарго»), которая на седьмом месяце беременности бесстрашно ловила преступников. Финал «Фарго» заставляет разочароваться в действенности закона, и, как бы продолжая эту линию, героиня Макдорманд берет дело в свои руки. За эту роль актриса получила «Оскар».
Чудо-женщина (Wonder Woman, 2017, реж. Пэтти Джекинс)
Картина рассказывает о трансформации принцессы Амазонок Дианы в Чудо-женщину. С детства она жила на райском, огражденном от внешнего мира острове и училась боевым искусствам. Неожиданно неподалеку терпит крушение американский пилот и рассказывает о масштабном военном конфликте, унесшем множества жизней. Сердце Дианы не выдерживает рассказа, и она решает спасти мир от угрозы.
«Чудо-женщина» буквально состоит из феминизма — им пропитаны диалоги, шутки и все боевые сцены. Кроме того, важен сам факт того, что женщина, к удивлению беспомощных американских солдат, оказалась способна в одиночку изменить ход истории.
Битва полов (Battle of the Sexes, 2017, реж. Джонатан Дэйтон и Валери Фэрис)
В основе фильма лежит история соперничества между чемпионом Уимблдона Бобби Риггсом (Стив Карелл) и теннисисткой Билли Джин Кинг (Эмма Стоун). Прошедший в 1973-ом году матч доказал, что профессиональные спортсменки способны на равных состязаться с коллегами-мужчинами.
В свое время Риггс высмеивал претензии женщин-теннисисток на высокие призовые, утверждая, что женский теннис намного хуже мужского и должен ниже оплачиваться. Дабы доказать свои слова, он бросил вызов Кинг, которая впоследствии нанесла ему поражение в матче, получившем название «Битва полов». Результат этого поединка сыграл важную роль в истории женского профессионального тенниса и в борьбе за равноправие в целом.
Атлантика (Atlantique, 2019, реж. Мати Диоп)
В пригороде Дакара, который расположен вдоль побережья Атлантического океана, собираются открыть высотную башню. Строителям не платят месяцами, и они уплывают за океан на заработки, оставляя дома своих девушек. Среди них — Ада (Мамэ Бинета Сане), которая в отсутствие возлюбленного по наставлению родственников должна выйти замуж за другого мужчину. И тут начинают происходить мистические события: в героинь вселяются духи их умерших мужчин. Они хотят «выбить» из магната причитающиеся деньги за строительство небоскреба.
То, что, казалось бы, давно должно было уйти в прошлое, заложено в «Атлантике» в качестве основной проблематики: Мати Диоп говорит о положении женщин, которые в двадцать первом веке вынуждены выходить замуж не по любви. В этом разговоре режиссер смеется над социальными установками и дает женщинам дар речи, а мужчин при этом лишает голоса – отныне они могут говорить лишь через своих возлюбленных, вселившись в их тела.