Рецензия на фильм «Невидимая жизнь Эвридики»
Рио-де-Жанейро пятидесятых — идеальное место для девушки, жаждущей счастливо выйти замуж (за человека, которого выберет ей отец) и нарожать мужу (с которым едва знакома) парочку румяных карапузов. Но у сестер Гиды и Эвридики, к сожалению, немного другие планы. Гида влюбляется не в того парня, который мог бы пройти суровый папенькин кастинг, и с ним сбегает. Бежать приходится далеко — в призрачные Афины, ведь будущий муж — грек. Впрочем, призрачные Афины так и остаются призрачными, потому что неверный благоверный при первом же случае благополучно ее бросает, и блудная дочь вынуждена вернуться в родовое гнездо с неприлично большим животом.
Вторая сестра, Эвридика, и вовсе не от мира сего. Ей снится музыка, снится большая сцена, поэтому девушка собирается рвануть в Вену, дабы штурмовать лучшую консерваторию мира. Мечты, однако, постоянно откладываются: им мешает ненужный и скучный брак с первым подвернувшимся обывателем. И все-таки девушка часами сидит за роялем, играя так, как будто хочет взлететь или удрать от действительности. Но удрать не получается…
«Невидимая жизнь Эвридики» бразильского режиссера Карима Айнуза — это вполне традиционная мелодрама с вкраплением элементов авторского кино и социальной тематики. С одной стороны, пред нами история двух женщин, которые так и не сумели реализоваться и прожили абсолютно безликую (невидимую) жизнь. И не важно, что одна из них решилась на бунт (влюбилась по-настоящему и сбежала из дома), а вторая оказалась послушной дочерью и женой (научилась готовить семейные обеды и радовать супруга в постели, ведь это важнее какого-то там Шопена). Выхода из серой обыденности в любом случае нет — хоть бунтуй, хоть притворяйся самой покорной овечкой в стаде.
С другой стороны, вполне серьезный разговор о столкновении девичьего максимализма с обыденностью (который, кстати, идеально вписывается в феминистскую повестку дня) вполне мирно уживается с традиционными мелодраматическими формулами и приемами: например, жестокий отец, разбивающий счастье двух дочерей; сентиментальные письма, которые одна сестра пишет другой; семейный артефакт, с помощью которого родственники друг друга опознают, и так далее. Тем не менее надо отдать должное режиссеру Кариму Айнузу, а также Марте Батальи, по одноименному роману которой и снимался этот проект: они сделали все, чтобы оживить покрытый плесенью жанр и превратить «Эвридику» в актуальное и реалистичное действо.
При этом Айнуз легко нарушает жанровые табу и о некоторых вещах говорит непозволительно дерзко для мелодрамы. Особенно это касается вопросов секса. Тут картина не просто провокационно телесна, но и провокационно буднична: взять хоть первую брачную ночь Эвридики, хоть барные похождения Гиды. На подобную «эротику» режиссер пытается взглянуть с женского ракурса, лишая «брачные игрища» мелодраматической шелухи, а в качестве контраста использует кадры, когда Эвридика буквально улетает в другое измерение, играя на вступительном испытании в консерваторию.
Не менее важно и то, что над проектом работал очень мощный оператор — Элен Лувар, которого мы знаем по «Счастливому Лазарю». Благодаря ему «Невидимая жизнь» может похвастаться и всевластием бразильских джунглей (в которых действительно много диких обезьян), и карнавально-неоновыми красками ночных клубов, и клаустрофобией трущоб, и дыханием уснувшего Рио-де-Жанейро. Кстати, все это не осталось незамеченным: «Эвридика» с триумфом вернулась с Каннского фестиваля (Гран-при программы «Особый взгляд») и была выдвинута от Бразилии на «Оскар». Каким-то чудом добралась она и до нашего проката — и если симбиоз мелодрамы и авторского кино вас не пугает, то вы вполне можете на пару часов перенестись в неспокойный Рио пятидесятых.