Памяти Макса фон Сюдова: 25 лучших ролей актера

Памяти Макса фон Сюдова: 25 лучших ролей актера

Виктория Савина   10 марта 2020
12 мин
Памяти Макса фон Сюдова: 25 лучших ролей актера

8 марта на девяносто первом году жизни скончался великий актер Макс фон Сюдов. Один из любимых актеров Ингмара Бергмана и Яна Труэля за семидесятилетнюю карьеру дважды номинировался на премии «Оскар» (1989, 2012), «Золотой глобус» (1967, 1974) и «Эмми» (1990, 2016), исполнил роли в экранизации Гете, одной из частей «бондианы» с Шоном Коннери и даже сыграл в современном сериале «Игра престолов». Time Out вспоминает 25 лучших и самых запоминающихся ролей актера.  

Седьмая печать (Det Sjunde Inseglet, 1957, реж. Ингмар Бергман) 

Артхаусная картина Ингмара Бергмана, вдохновленная фреской «Смерть, играющая в шахматы» в церкви Тэбю. Фильм рефлексирует на тему бытия, а также существования Бога и Дьявола.   

Действие ленты происходит в XIV веке. Макс фон Сюдов играет рыцаря Антониуса Блока, который вместе с оруженосцем Йонсом (Гуннар Бьернстранд) возвращается на родину после крестового похода. На берегу моря Блоку является Смерть в облике мужчины в черном (Бенгт Экерут). Одолеваемый сомнениями в существовании Бога и Дьявола, рыцарь предлагает сыграть Смерти в шахматы — в случае выигрыша она должна забрать Рыцаря, а в случае поражения — отпустить. 

Лицо (Ansiktet, 1958, реж. Ингмар Бергман) 

Комедийная драма рассказывает историю гипнотизера Альберта Эммануэла Фоглера. События разворачиваются в 1840-е годы. Доктор Фоглер (Макс фон Сюдов) вместе с переодетой в мужчину девушкой Мандой (Ингрид Тулин) и старухой-ворожеей едет в Стокгольм. Неожиданно при въезде в город труппу задерживают и обвиняют в шарлатанстве. Но уже на следующий день Альберту поступает приказ устроить представление в доме консула Эгермана (Эрланд Юзефсон). Это — последний шанс доктора на реванш. 

Девичий источник (Jungfrukällan, 1960, реж. Ингмар Бергман) 

Сюжет фильма основан на шведской народной балладе «Дочери Тере из Вэнге». Как и в двух предыдущих картинам Бергмана, действие в «Девичьем источнике» происходит в далеком прошлом. 

Фон Сюдов исполняет роль крестьянина Тере. Он живет с женой Маретой (Биргитта Вальберг), дочерью Карин (Биргитта Паттерскон) и падчерицей Ингери (Гуннель Линдблум), которая беременна неизвестно от кого и ненавидит свою сестру. По року судьбы Карин оказывается изнасилована (в течение полутора минут экранного времени) и убита в лесу встречными оборванцами. После этого преступники находят пристанище в доме Тере, который, однако, вскоре узнает об их злодеянии и намерен отомстить. 

Сквозь тусклое стекло (Såsom i en spegel, 1961, реж. Ингмар Бергман) 

Камерная психологическая драма и первая картина из «трилогии веры» Бергмана, которая была продолжена лентами «Причастие» и «Молчание». Фильм посвящен поиску духовного исцеления и, как следствие, поиску Бога. 

Героя фон Сюдова зовут Мартин. Он атеист, страдающий от бессилия и безысходности любви к своей жене Карин (Харриет Андерссон). Она, в свою очередь, мучается от неизлечимой болезни, разрушения собственной личности и психологических травм, нанесенных братом-кровосмесителем и отцом, который сделал девушку объектом своего писательского исследования. Каждый из персонажей глубоко одинок и отчаянно пытается найти опору в вере. 

Гавайи (Hawaii, 1966, реж. Джордж Рой Хилл) 

Эпическая драма, снятая основе романа Джеймса Мишнера. Это история миссионера, который в сопровождении невесты отправился с должностным поручением на Гавайские острова.

Макс фон Сюдов играет миссионера Эбнера Хэйла. Его герой целеустремлен, лишен чувства юмора и преисполнен воодушевления, связанного с предстоящей работой. Однако на Гавайях ему предстоит столкнуться с огромным разрывом между двумя культурами, который в итоге приводит к трагедии.   

За эту роль актер номинировался на Золотой глобус за «Лучшую мужскую роль». 

Час волка (Vargtimmen, 1968, реж. Ингмар Бергман) 

Психологический хоррор, вдохновенный оперой Моцарта «Волшебная флейта», повестью Хоффмана «Золотой горшок», а также кошмарами самого Бергмана. 

Макс играет художника Юхана Борга, мучимого бессонницей и некими видениями на границе между явью и сном. Историю рассказывает его беременная жена Альма (Лив Ульман), с беспомощностью и ужасом глядящая на процесс распада психики мужа. 

Стыд (Skammen, 1968, реж. Ингмар Бергман) 

Психологическая драма рассказывает о супружеской паре музыкантов, которых на острове в Балтийском море настигает война.  

Персонаж фон Сюдова — эгоистичный и малодушный человек со слабой волей, который раньше был композитором и руководителем симфонического оркестра. Ева (Лив Ульман) — его жена, которая смиренно терпит выходки мужа. Конец их и без того не мирной жизни приходит с наступлением войны. Ей суждено показать истинные лица героев, за которыми кроется как светлое, так и максимально низкое и отвратительное.  

Страсть (En Passion, 1969, реж. Ингмар Бергман) 

На этот раз артист предстает в образе разведенного затворника Андреаса Винкельмана. Пережив развод, герой селится в уединенном доме на острове и пытается бороться с психологическими проблемами. 

Действие фильма начинается с того, как Андреас, собственно, уезжает на остров и пытается вести хозяйство. Однако случай сводит его с соседями: архитектором Элисом (Эрланд Юзефсон), его женой Эвой (Биби Андерсон) и их подругой Анной (Лив Ульман). Вскоре Андреас вступает в любовную связь с Эвой и начинает дружить с Анной что окончательно выводит его из душевного равновесия.  

Ночной посетитель (The Night Visitor, 1971, реж. Ласло Бенедек) 

Картина рассказывает о сбежавшем из психиатрической больницы Салеме (Макс фон Сюдов), который отбывал там наказание по обвинению в убийстве, совершенном на самом деле его сестрой и ее мужем. 

Действие разворачивается на заснеженном берегу залива, откуда Салем пытается попасть в деревню. Как только он добирается до места, в поселении находят двух убитых девушек. Подозрение падает на местного доктора. Расследующий дело инспектор проводит допрос подозреваемого, в ходе которого доктор обвиняет в преступлении Салема. С каждым новым витком расследования головоломка становится все сложнее. Но неожиданно приходит помощь от таинственного ночного посетителя.  

Эмигранты (Utvandrarna, 1971, реж. Ян Труэль) 

Фильм основан на двух романах Вильхельма Муберга — «Эмигранты» и «Иммигранты», которые входят в цикл из четырех произведений, объединяемых общим названием «Эмигранты». 

Герой Макса — крестьянин Карл-Оскар Нильссон, который живет с женой Кристиной (Лив Ульман) на юге Швеции в провинции Смоланд в 1840-х. Терзаемый мыслями о трудной жизни, он решает перебраться в Америку, где, согласно газетам, много плодородной земли. Вместе с группой людей, которые подверглись религиозным преследованиям со стороны властей, герой начинает долгий и тяжелый путь до Миннесоты.  

В 1972-ом году был снят сиквел фильма — «Поселенцы», где Макс фон Сюдов также сыграл Карла-Оскара. В картине герои уже осваивают новую землю в Америке.   

Изгоняющий дьявола (The Exorcist, 1973, реж. Уильям Фридкин) 

Экранизация произведения Уильяма Питера Блэтти, техническим консультантом которой выступил священник Джон Никола — автор монографии «Одержимость дьяволом и экзорцизм». Роль в этой картине едва не принесла фон Сюдову «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана. 

Действие разворачивается вокруг трех героев. Персонаж Макса фон Сюдова, пожилой священник Ланкастер Меррин, ведет раскопки в Хатре около Ниневии на севере Ирака, где находит голову демона Пазузу. В это время молодой священник, отец Каррас (Джейсон Миллер), оплакивает погибшую мать и просит отстранить его от служения. А двенадцатилетняя дочь актрисы Крис МакНил (Эллен Берстин) становится одержимой демоном, с которым предстоит столкнуться священнику Меррину. 

Степной волк (Steppenwolf, 1974, реж. Фред Хайнс) 

Притча, снятая на основе романа Германа Гессе «Степной волк». Фильм рассуждает о противостоянии богемы и простых обывателей.  

Гарри Галлер (Макс фон Сюдов) — одинокий стареющий человек, страдающий раздвоением личности и терзаемый мыслями о том, что он вынужден использовать блага ненавистного ему мещанства. Галлер едва не доходит до самоубийства, но его спасает девушка по имени Гермина (Доминик Санда), в лице которой мужчина находит поддержку.  

Флэш Гордон (Flash Gordon, 1980, реж. Майк Ходжес) 

Космическая опера — экранизация комикса 1930-х годов. За роль главного антагониста Макс фон Сюдов номинировался на премию «Сатурн» как лучший актер второго плана. 

Артист тут предстает в образе межгалактического диктатора Минга Беспощадного. Он намеревается уничтожить Землю, посылая на нее разрушительное излучение. В это время американский футболист Флэш Гордон (Сэм Дж. Джонс) и его подруга Арден (Мелоди Андерсон) отправляются на планету Минга на ракете доктора Заркова (Хаим Тополь), намереваясь остановить злодея. 

Полет Орла (Ingenjör Andrées luftfärd, 1982, реж. Ян Труэль) 

Фильм основан на реальной истории инженера Андре, который в 1896-ом году пытался покорить Северный полюс на воздушном шаре «Орел». В картине Макс исполнил главную роль и получил за нее «Премию Пазинетти за лучшую мужскую роль» на Венецианском фестивале. 

Герой Макса — человек поистине сильной воли, который отправляется вместе с двумя спутниками в рискованное путешествие к Северному полюсу на воздушном шаре. Впереди авантюристов ждет трудный путь, который может стоить им жизни.  

Никогда не говори «никогда» (Never Say Never Again, 1983, реж. Ирвин Кершнер) 

Третья картина о Джеймсе Бонде, снятая Ирвином Кершнером; вторая экранизация произведения Яна Флеминга «Операция “Шаровая Молния”» и последний фильм о Джеймсе Бонде с Шоном Коннери. 

Макс фон Сюдов сыграл в ленте известного злодея Эрнста Ставро Блофельда, который является главой террористической организации СПЕКТР и одним из основных врагов английской спецслужбы МИ-6. Именно ему Бонд должен противостоять при выполнении новой миссии.  

Ханна и ее сестры (Hannah and Her Sisters, 1986, реж. Вуди Аллен) 

Комедийная драма Аллена рассказывает трех сестрах — Ханне (Миа Фэрроу), Ли (Барбара Херши) и Холли (Дайан Уист), спокойная жизнь которых меняется после череды неожиданных событий.  

Муж Ханны, Эллиот, неожиданно осознает, что безумно влюблен в Ли, и долго не решается признаться в этом. Но даже после того, как Ли бросает ради него своего пожилого любовника Фредерика (Макс фон Сюдов), Эллиот не может так просто оставить жену. Выпутаться из этого треугольника будет непросто. 

Пелле-завоеватель (Pelle Erobreren, 1987, реж. Билле Аугуст) 

Экранизация одноименного романа Мартина Андерсена-Нексе. За роль в этой картине Макс номинировался на «Оскар» и получил награду Европейской киноакадемии. 

В фильме он играл пожилого вдовца-фермера Лассе, который вместе с сыном Пелле (Пелле Венегор) на эмигрантском судне покидает обнищавшие южные районы Швеции. Его мечта — отправиться с Пелле на датский остров Борнхольм, который в его представлении является Землей Обетованной. На острове, однако, их ждет несколько иная судьба: Лассе получает работу на самой низкооплачиваемой работе на ферме, а Пелле как иностранец постоянно подвергается унижениям. Удастся ли героям достичь лучшей жизни, о которой они мечтали? 

Челлини: Преступная жизнь (Vita scellerata, Una, 1990, реж. Джакомо Баттиато) 

Картина повествует о итальянском скульпторе, ювелире и живописце эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини. Фильм состоит из трех серий и охватывает период от приезда Челлини в Рим до создания грандиозной Персеи. 

Макс играет в ленте Папу Климента VII. Он занимает Папский престол, когда молодой творец только приезжает в город, и становится его покровителем вплоть до своей смерти, которая по сюжету наступает во второй серии. После этого ставший изгоем Челлини уезжает во Францию в качестве ювелира по приглашению Франциска I. 

Благие намерения (The Best Intentions, 1992, реж. Билле Аугуст) 

Автором сценария является Ингмар Бергман. Картина посвящена истории встречи, любви, замужества и семейной жизни его родителей — Хенрика и Анны Бергман. Постоянного актера Бергмана, Макса, тут можно увидеть в роли Иохана Акерблома. 

Малоимущий студент-богослов Хенрик Бергман (Самуэль Фрелер) влюбляется в девушку из привилегированной семьи Анну Окерблум (Пернилла Аугуст). После свадьбы молодая семья переезжает в глухую деревню на севере Швеции, после чего для супругов наступают полные тяжб и испытаний времена. Лента заканчивается на моменте, где Анна узнает, что беременна вторым сыном — Ингмаром. 

Нужные вещи (Needful Things, 1993, реж. Фрейзер Кларк Хестон) 

Мистический триллер, снятый по роману Стивена Кинга. Макс фон Сюдов играет того самого владельца злосчастного магазинчика «Нужные вещи» — Лиланда Гонта. За эту роль артист был номинирован на премию «Сатурн» как лучший актер. 

По сюжету в тихом городке Касл-Рок открывается необычный магазин «Нужные вещи», где можно за полцены купить все, что душе угодно. В качестве второй половины цены хозяин требует, чтобы покупатель устроил какую-нибудь пакость ближнему своему. В результате городок превращается в преисподнюю — убийства, драки, взрывы… В схватку с Гонтом вступает местный шериф, который по случайности оказался единственным человеком, не совершившим покупку в дьявольском магазине.  

Время – деньги (Time Is Money, 1994, реж. Паоло Барзмен) 

Французская драма повествует о бывшем актере, которого играет Макс фон Сюдов. Его герой Джо Кауфман — актер на закате карьеры, переживающий не лучшие времена. У него куча долгов, но он не может себя заставить работать. Вместо этого Джо изводит близких ужасным характером, с нетерпением ждет своей смерти и не перестает вспоминать то время, когда он еще был великим артистом.  

Участие в фильме принесло актеру победу в Карловых Варах в номинации «Лучшая мужская роль». 

Гамсун (Hamsun, 1996, реж. Ян Труэль) 

Биографическая военная драма о норвежском писателе Кнуте Гамсуне, берущая в фокус события с конца 30-х по начало 50-х годов. Макс фон Сюдов играет главную роль. 

По ходу фильма писатель из гордости нации превращается в предателя: Гамсун во время войны симпатизировал нацистам, за что был привлечен к суду и осужден за измену родине. 

Особое мнение (Minority Report, 2002, реж. Стивен Спилберг) 

Фантастический триллер Стивена Спилберга, снятый по мотивам рассказа Филипа Дика. У Макса в картине роль Ламара Берджесса — автора проекта по предотвращению преступлений и начальника героя Тома Круза. 

Действие фильма разворачивается 2054-ом году. Уже шесть лет существует особый предпреступный отдел: с помощью особой экспериментальной программы работники отдела могут узнать о еще не совершенном убийстве и арестовать подозреваемого до совершения преступления. В центре сюжета оказывается руководитель отдела Джон Андертон (Том Круз), который неожиданно для себя сам оказывается подозреваемым. 

Жутко громко и запредельно близко (Extremely Loud and Incredibly Close, 2011, реж. Стивен Долдри) 

Фильм снят по мотивам романа Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко». В день атаки на башни-близнецы 11 сентября 2001 года девятилетний Оскар (Томас Хорн), страдающий синдромом Аспергера, получает пять сообщений от своего отца Томаса (Том Хэнкс), который находился на деловой встрече во Всемирном торговом центре. По всему городу Оскар ищет информацию, которая должна помочь ему в поисках папы. На пути мальчик встречает разных людей, которых объединяет катастрофа.  

Фон Сюдов играет пожилого ветерана Второй мировой, который помогает Оскару бороться со страхами и неприятностями. За эту роль актер претендовал на «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». 

Игра престолов (Game of Thrones, 2011-2019) 

В знаменитом сериале актеру досталась роль таинственного Трехглазого Ворона, приросшего к корням дерева. Он стал наставником Брана Старка. За роль Ворона Макс номинировался на Эмми как лучший приглашенный актер в драматическом сериале.