6 лучших фильмов Маттео Гарроне
12 марта в российский прокат выходит «Пиноккио» — новый фильм Маттео Гарроне, режиссера «Догмэна», «Гоморры» и «Страшных сказок». В честь премьеры TimeOut вспоминает лучшие фильмы мастера.
L’imbalsamatore
Рассказанная в «Таксидермисте» история основана на уголовной хронике. Она представляет одновременно пессимистическую и ироничную историю. В зоопарке, любуясь грацией диких животных, знакомятся два мужчины – красавец-официант Валерио (Валерио Фоглиа Манцилло) и карлик-таксидермист Пеппино (Эрнесто Махье). Между ними завязывается дружба, Валерио становится подмастерьем и одновременно сексуальной фантазией Пеппино. Вместе они предаются оргиям с проститутками из Рима, и, в общем-то, такая жизнь их устраивает. Но ход событий нарушает Дебора (Элизабетта Роккетти), влюбившая в себя Валерио — в этот момент Пеппино начинает ревновать.
«Таксидермист» — камерное кино, полное тревожного ожидания саспенса и показывающее удручающую реальность. Гарроне удалось уловить и отобразить сознание постиндустриальной эпохи и общественную обстановку. Вместе с тем контраст серой будничности и застывшему времени составляет любовный треугольник, который и становится поводом для беспокойств. А учитывая связь Пеппино с мафией, для которой он фарширует трупы наркотиками, остается только ждать, пока ревнивец мумифицирует либо Велерио, либо девушку, а то и вовсе обоих.
Режиссер:
В ролях:
Эрнесто Махье
Валерио Фоглиа Манцилло
Элизабетта Роккетти
Италия, 2002 г.
Primo amore
Ювелирный скульптор Витторио (Виталиано Тревизан) морит свою девушку Соню (Микела Ческон) голодом, убеждая ее в том, что, теряя килограммы, она освобождается от бренной плоти и становится совершенным материалом для искусства.
«Первая любовь» Гарроне лишена кульминаций, она держится на тревожном ожидании и соткана из шокирующей будничности. Мы наблюдаем, как человек с маниакальными идеями убеждает подругу проводить над телом (и сознанием) жестокие манипуляции, в результате чего на глазах зрителя она теряет килограмм за килограммом, превращаясь в скелет и все больше теряя психическое здоровье — особенно впечатляет момент, где Соня в ресторане набрасывается на еду. Потрясающие актерские работы и тонкая рефлексия на тему культа бестелесности. На его последствия можно смотреть только с горечью — настолько сильны в прививаемой Витторио и модой эстетике отголоски Освенцима.
Gomorra
В фильме параллельно развиваются несколько историй с героями разных поколений и разных сфер деятельности. Дети, выпускник университета, портной мафия объединены тем, что крутятся в водовороте и подчиняются интересам преступного общества.
«Гоморра» лишена мафиозных штампов, романтики, изящной риторики и экшна. Она рисует реалистичную и пессимистичную картину, отображающую процесс разоблачения мафии и вместе с этим разрушения морали. Убийство в фильме — не более чем рутина, страдание — не более, чем константа. Великолепный бескомпромиссный фильм, снятый по книге Роберто Савиано, который после выхода романа вынужден был жить под защитой полиции.
Режиссер:
В ролях:
Сальваторе Абруццезе
Сальваторе Руокко
Винченцо Фабричино
Италия, 2008 г.
Reality
Лучиано (Аньелло Арена) живет как обычный неаполитанец — у него есть семья и своя рыбная лавка. Однако будничная рутина прерывается, когда в жизни героя появляется реалити-шоу «Большой брат». Шутки ради Лучиано идет на кастинг, и, к своему удивлению, попадает во второй тур. Теперь его жизнь превращается в бесконечное ожидание судьбоносного звонка из Рима, перерастающее в одержимость.
Не секрет, что современное общество поглощено тотальной манипуляцией, в том числе со стороны телешоу, масс-медиа и интернета. Они поглощают, разрывают связь с «ненавистной» реальностью, а для кого-то, как для Лучиано, становятся смыслом жизни. Двигателем сюжета становится трансформация героя из обычного работяги и семьянина в окутанного иллюзиями параноика. Его поведение доходит до абсурда: он везде видит агентов шоу, плюет на интересы семьи и раздает вещи бедным — разумеется, не по доброте душевной. Несмотря на яркие краски и неаполитанское солнце, «Реальность» проводит четкую границу между реальность и фантазиями, миром обычным и миром телевидения. Фильм рисует опасности погони за иллюзиями и миром грез, наглядно демонстрируя риск остаться навсегда в этой «нирване».
The Tale of Tales
Фильм состоит из трех историй. Одна рассказывает о бездетной королеве, которая ради рождения ребенка съела сердце морского дракона, предварительно опробовав эффект на девственнице-служанке — в итоге родилось два идентичных мальчика. Вторая гласит о короле, который выдал дочь замуж за орка и взрастил у себя в спальне огромную блоху. Третья легенда повествует о двух сестрах-старухах, одна из которых, помолодев, стала женой короля и бросила родственницу.
«Страшные сказки» сняты по мотивам сборника неаполитанских сказок, записанных в XVI веке Джамбаттистой Базиле. В своих предыдущих фильмах Гарроне отображал уродливую реальность, в «Сказках» же он делает уродство объектом эстетическим, заставляя зрителя одновременно ужасаться и наслаждаться сменяющимися кадрами. Гарроне рассказал в двухчасовом фильме только три истории, но фильм создает ощущение, что это лишь капля в море, и где-то есть целый параллельный мир, скрывающий что-то невообразимо страшное.
Режиссер:
В ролях:
Италия, 2015 г.
Dogman
Марчелло (Марчелло Фонте) — добродушный владелец собачьей парикмахерской «Догмэн», расположенной на окраине бедного городка. Он любит свою дочь и лелеет мечту отвести ее на море. А еще мужчина обожает собак, ведь они уж точно человечнее людей. Соседи Марчелло с виду приличные люди, но между делом они обсуждают заказное убийство громилы-беспредельщика Симоне (Эдоардо Пеше), который является другом главного героя. До поры до времени Марчелло удается балансировать между дружбой с дебоширом и стаей местных авторитетов, но все меняется, когда Симоне взламывает ломбард одного из соседей, и все подозрения падают на бедного Марчелло.
«Догмэн» снят на основе истории, согласно которой в 1988 году бывший боксер-дебошир Джанкарло Риччи был убит собачником Пьетро де Негри. В этом мрачном сюжете режиссер продолжает разрушать миф о «сладкой» Италии, показывая ее истинное лицо — бедное и злое. Повседневность, отображаемая Гарроне, может либо уничтожить человека, либо превратить его в еще один источник зла, в еще одного зверя. Именно это и происходит с Марчелло, классическим «маленьким человеком». Ему не удается избежать жестокости, и постепенно мы видим, как печальные глаза наполняются знакомой злобой, добрая улыбка сменяется холодным оскалом, а по-детски наивная мечта отвести дочку на море вытесняется жаждой крови, которая толкает героя в бездну одиночества и безумия.