5 европейских экранизаций сказок, детских и не очень
12 марта в прокат вышел «Пиноккио», наиболее каноничная версия знаменитой сказки Карло Коллоди о похождениях деревянного мальчика. Снял ее Маттео Гарроне, признанный мастер итальянского кино – и она сильно отличается от диснеевского мультфильма. Time Out вспомнил еще пять европейских экранизаций знаменитых сказок.
Бесконечная история
Die Unendliche Geschichte
Классическая немецкая сказка по книге Энде Михаэля. Мальчик, которого все обижают, случайно натыкается на волшебную книгу и переносится в красивый сказочный мир Фантазия, где он не аутсайдер, а главная надежда на спасение мира от зла по имени Ничто.
Главное достоинство этого фильма (как и вообще многих старых сказок, а заодно и современного «Пиноккио») — в силу отсутствия графики художники были вынуждены конструировать удивительные миры, создавать красочные спецэффекты и делать удивительные костюмы вручную. Поэтому «Бесконечная история» до сих пор смотрится как в первый раз.
Мальчик с пальчик
Sprīdītis
Совместное производство Рижской киностудии и чехословацкой «Баррандов» (там снимали, например, «Трудно быть богом» Германа-старшего) по мотивам сказки латышской писательницы Анны Бригалере.
Мальчик Спиридитис уходит от злой мачехи и попадает в замок Матери Ветров. Там он получает несколько артефактов, способных побороть злые силы — Черта, Ведьма, Жадину…
Одна из любимых киносказок советских детей. Режиссер, Гунар Пиесис, не последний раз обращался к творчеству Бригадере — в 1990 году, на заре СССР, он снял «Майя и Пайя», экранизацию известной одноименной латышской сказки писательницы.
Режиссер:
Гунар Пиесис
В ролях:
Роналдс Нейландс, Дзинтра Клетниеце
Чехословакия, 1985
Чудесный лес
Cudesna suma
Хорватско-американская анимационная экранизация книги югославской писательницы Сунчаны Скриньярик. Художник засыпает в волшебном лесу, а, когда просыпается, понимает, что оказался в мире говорящих зверей, где его кисточка способна творить чудеса, и теперь он — надежда всех обитателей леса, которых терроризирует царь Кактус и его армия живых алебард.
Стилеобразующий мультфильм, сейчас основательно подзабытый, а между тем в нем легко прослеживаются мотивы, впоследствии реализованные в культовой дилогии «Долина папоротников» (которая, в свою очередь, стала негласным референсом для авторов «Аватара»).
Режиссеры:
Милан Блазекович и Доро Владо Хрельянович
Югославия, 1986
Красавица и чудовище
La belle & la bête
Классический сюжет Жанны-Мари Лепренс Де Бомонт (не Шарля Пьеро, не братьев Гримм и не Ганса Христиана Андерсена, как часто многие думают). Говорить, о чем это, не будем — все и так знают. Интереснее, что режиссуру европейской, наиболее каноничной оригинальному сюжету версии сказки доверили режиссеру культового фильма ужасов «Сайлент Хилл» Кристофу Гансу, который привнес значительную долю готики в стилистику фильма — именно так и должна, в идеале, выглядеть эта история, мрачно и эротично.
Хотя зрители ругались на затянутость картины, нельзя не признать, что это очень красивый фильм.
Страшные сказки
Il racconto dei racconti
С этого фильма и началась карьера Гарроне-сказочника, и, думаем, не закончилась. «Сказка сказок» Джамбаттисты Базиле, она же «Пентамерон», по аналогии с «Декамероном» Боккаччо — классическая антология, из которой режиссер взял три сюжета (и множество заимствований из других) и сделал очень свойственное ему кино: откровенное, мрачное, без сглаживания углов, максимально натуралистичное.
Хотя это и сказка, детям она строго противопоказана: тут людоеды занимаются сексом с принцессами, Сальма Хайек ест драконье сердце (на самом деле бычье), а Венсан Кассель делает куннилингус куртизанкам в карете.
Режиссер:
Маттео Гарроне
В ролях:
Сальма Хайек, Венсан Кассель, Тоби Джонс, Джон Си Райли, Ширли Хендерсон
Италия, 2015