Самые яркие непрофессиональные актеры в большом кино и их выдающиеся роли
Иногда непрофессиональные актеры могут сыграть так, что весь мир будет им рукоплескать. Time Out вспомнил наиболее ярких актеров-непрофессионалов и их выдающиеся роли в кино.
После показа скандального фильма «ДАУ. Наташа» Ильи Хржановского на Берлинском кинофестивале в кругу кинематографистов стали часто обсуждать Наталью Бережную — непрофессиональную актрису, сыгравшую, собственно, Наташу, главную героиню фильма. В первую очередь, вопрос касался уместности использования в кино людей без специального образования, если актерских задач от них добиваются посредством непрофессиональных и не всегда этичных средств — психологического давления, манипуляций и даже спаивания алкоголем. Все ради «раскрепощения».
Но зачем тогда вообще брать любителей? Почему не взять проверенных, не первый день (и не первый год) находящихся по ту сторону камеры актеров? Ответ даст любой мало-мальски знакомый со спецификой съемок человек: игра непрофессионалов часто бывает лишена штампов, которые копят в загашнике жизненного опыта лицедеи со стажем.
Проще поставить задачу, и тем проще ее отыграть, когда не цепляешься за шлейф от предыдущих ролей и актерских переживаний.
Поэтому режиссеры часто берут на роли в своих фильмах актеров-любителей: их, например, обожала Аньес Варда.
«Клео от 5 до 7» Аньес Варда и другие лучшие фильмы о женщинах:
Гарольд Рассел
В случае с Расселом слов «первый», «единственный» и «уникальный» может быть много. Во-первых, это первый непрофессиональный актер в истории, получивший «Оскар» за лучшую роль (в данном случае — второго плана): речь о фильме «Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера, в котором он сыграл Гомера Пэрриша, моряка-ветерана Второй Мировой войны, потерявшего обе руки.
Дело в том, что в жизни все почти так и было: во время войны он действительно потерял их из-за взрыва гранаты, и с тех пор носил железные протезы-крюки. Их можно увидеть и в фильме.
Во-вторых, это первый — и единственный за всю историю кино — актер, который получил «Оскар» дважды за одну и ту же роль: его образ не отчаявшегося моряка-ветерана так запомнился Совету американской киноакадемии, что они, на всякий случай, сделали для него специальную награду, чтобы он уж точно получил свое. В итоге — получил свое дважды.
Может, это всего лишь просто красивая история, но Пэрриш был действительно прекрасным актером. После этого он еще несколько раз сыграл в некоторых фильмах, но, целенаправленно актерствовать не стал — вернулся в Бостонский университет, окончил его и занялся бизнесом. А в 1992 году он, чтобы раздобыть деньги на операцию для жены, продал свою статуэтку «Оскар» и вызвал, тем самым, скандал, став первым и единственным, кто совершил подобный поступок.
Марина Голбахари
Редкий режиссер умеет эффективно работать с детьми в кадре, а уж если они еще и непрофессиональные актеры… Режиссер Сиддик Бармак, ныне проживающий в Париже — едва ли не единственный представитель современного афганского кинематографа, который застал страну в период прихода Талибана, и был первым, кто запечатлел эти события в кино. На роль Усамы, ставшей бача-пошем (девочки, выдающей себя за мальчика, чтобы добыть пропитание семьи без мужчины) он перепробовал более пятисот афганских девочек, среди которых были и профессиональные актрисы. Но все было не то. Нужны были естественность, искренность и честность в глазах, чего категорически не хватало у тех, кто специально шел, чтобы отыграть эту роль.
Марину Голбахари режиссер встретил, когда гулял по базару Кабула: она сидела в углу и просила милостыню. Как потом выяснилось, ее родители погибли от рук талибов, а она в течение нескольких лет была вынуждена скрываться от мужчин из-за мусульманских обычаев.
Бармак подошел к ней и спросил: «хочешь сняться в кино?». На что девочка ответила: «А что такое кино?». Можно сказать, что эта встреча перевернула жизнь, как режиссера, так и Марины: фильм завоевал немало премий по всему миру, включая «Золотой глобус», а юная Голбахари получила ряд наград и номинаций, как лучшая молодая актриса.
После этого ее стали звать и в другие проекты, а Бармак снял ее в своем следующем фильме «Опиумная война». Сейчас она так же живет в Париже, играет в театре и старается не вспоминать ужасную жизнь, когда она была вынуждена прятаться по углам и выискивать средства на пропитание.
Зейн Аль Раффеа
Еще один пример того, как некоторые роли приходят к людям прямо из жизни. Задумав съемки драмы «Капернаум», ливанская актриса и режиссер Надин Лабаки искала подходящие кандидатуры на роли детей из бедных кварталов Бейрута. Обстановка в Ливане с кинематографом ненамного лучше, чем в том же Афганистане: будучи на 104 месте по уровню ВВП, ему просто особо не до того (хотя в 2017 году драма «Оскорбление» получила номинацию на «Оскар»), так что задача стояла, мягко говоря. нетривиальная. Поиски актеров занесли Лабаки и кастинг-директора в трущобы, где они и встретили Зейна Аль Раффеа — 12-летнего сирийского беженца, который был худой, как узник концлагеря, и не умел ни читать, ни писать. Так что сценарий ему не понадобился. Свою роль ему не пришлось заучивать или «проживать», ведь он, по сути, жил ею, что по ту сторону камеры, что в реальной жизни.
Роль в «Капернауме» изменила жизнь мальчика: непередаваемая искренность и открытость зрителю, которую трудно не ощутить, захватывает во время просмотра. Перед тобой не актер, а настоящий человек, который к своим 12 годам увидел и слезы, и боль, и радость, и отсутствие каких-либо надежд. Критики всего мира сразу окрестили Зейна Аль Раффеа «новым Джеймсом Дином», «Оливером Твистом XXI века» и всеми остальными эпитетами, которые наверняка мало волновали его — вряд ли он думал о таких титулах, подрабатывая в супермаркете в детстве.
Успех фильма позволил ему переехать в Норвегию вместе с семьей, а голливудские продюсеры предложили юному актеру роль в блокбастере Marvel «Вечные», где его напарниками выступают Анджелина Джоли, Ричард Мэдден, Сельма Хайек и Кит Харингтон. Вот еще один пример того, как кино может изменить если не жизни многих, то хотя бы одну жизнь.
Глеб Калюжный
До своих пятнадцати лет обычный московский парень Глеб ничем особо примечательным не занимался: окончил школу, поступил в техникум, устроился работать официантом, пытался читать рэп — кстати, сейчас, наравне с актерской карьерой, у него развивается и карьера музыканта, например, он записал песню вместе с известным рэпером ST. Но главное событие в его жизни произошло в 2014 году, когда он, ради интереса, в соцсетях отправил заявку на участие в кастинге на роль в фильме о любви двух подростков. Каково же было его удивление, ведь именно ему пришло приглашение. Надо сказать, правда, что он был одним из нескольких тысяч (!) школьников-претендентов, которых позвали на кастинг в фильм «14+» Андрея Зайцева.
И, конечно, оказался единственным среди этих тысяч. Калюжный был идеальным кандидатом: юный, красивый, с низким голосом и очень широким мимическим диапазоном — от крайней злости до предельной нежности. А сам фильм стал для него знаковым — не в последнюю очередь по причине скандала.
Блюстителей моральных ценностей возмутило, что в фильме присутствует сцена, в которой герой Глеба и его возлюбленная (Ульяна Васькович, в отличие от Калюжного, карьеру не продолжила), обычные школьники, лежат в объятиях друг друга почти без одежды после первого сексуального опыта.
Это лишь подстегнуло карьеру талантливого парня — сейчас он снимается в самых разных проектах, от сериалов до артхауса: например, он исполнил роль в провокационной ЛГБТ*-драме «Аутло» Ксении Ратушной, сыграв брутального и агрессивного «альфача»-мажора, в которого влюбляется его стеснительный однокурсник.
Режиссер: Андрей Зайцев
В ролях: Глеб Калюжный, Ульяна Васькевич, Ольга Озоллапиня, Алексей Филимонов
Россия, 2015 г.
Сара Энн Джонс
Возможно, самый неординарный пункт в списке. Фильм Джейсона Бенкера «Жабья тропа», замеченный и спродюсированный Элайджей Вудом — мокьюментари-хоррор о молодых людях, которые прожигают жизнь и ищут загадочную дорожку в местном лесу, ведущую в ад. Он был уникальным по своей задумке с самого начала. Основанный на популярной в Пенсильвании городской легенде, фильм собрал в себе актеров, которых Бенкер и его небольшая команда искали по округе их родного городка через социальную сеть MySpace. По задумке, «Жабья тропа» самый близкий к «Дау» фильм. Актеры в нем играли самих себя: молодых оторв, в большинстве своем наркоманов, которые по-настоящему принимали запрещенные вещества, занимались сексом в кадре и порой ссорились прямо на камеру.
Но самой интересной среди них была исполнительница главной роли Сара Энн Джонс. Можно сказать, что до фильма Бэнкера у нее был крохотный актерский опыт в клипах, а также на модельном подиуме, кроме того, она писала стихи и даже планировала выпустить книгу. Но тяга к саморазрушению и наркотическая зависимость мешали ей двигаться дальше и любое достижение было, по сути, случайностью. На съемках «Жабьей тропы» Сара действительно пребывала в депрессии, как и ее героиня, действительно ревновала одного из героев фильма и глотала наркотики как конфеты. Отсутствие имитации жизни и наигранности сделало актрису звездой картины: ей пророчили огромное будущее, если она сможет вылезти из наркотической петли.
К сожалению, этого не случилось. Фильм стал ее реквиемом: через пару месяцев после премьеры фильма Сара Энн Джонс скончалась от передозировки наркотиками у себя в квартире. Та самая «жабья тропа», которую она самоубийственно искала, настигла девушку, а слова «где же ты, Сара?» в конце фильма стали пророческими.
*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено