Призраки, терроризм и спорт: 6 фильмов фестиваля индийского кино
В семи городах России, в числе которых и Москва, с 10 по 15 марта прошел IV MacCoffee Bollywood Film Festival. Time Out рассказывает о шести картинах, показанных на фестивале.
Тьма (Kaaal, 2020, реж. Датту Сандип)
Молодой парень Рахул (Сатиш Геджаге) мечтает стать охотником за привидениями, но не имеет знаний и опыта. Вскоре ему предоставляется возможность проявить себя: некий мужчина уверен, что его жена покончила с собой из-за призрака. Вместе с друзьями-помощниками Рахул заезжает в дом, устанавливает камеры видеонаблюдения, которые впоследствии фиксируют паранормальные явления.
Картина снята в жанре мокьюментари. И технически фильм соблюдает все основные каноны жанра, но проседает в в области образов героев, драматургии и действий — раз нет экшена, хотелось бы многоуровневого расследования и неожиданных сюжетных поворотов. Кроме того, в картине нет по-настоящему пугающих образов, как в «Искателях могил», а по количеству действий и скримеров лента уступает тому же «Паранормальному явлению». Тем не менее в «Тьме» хороши отдельные эпизоды, звук и общая атмосфера. Периодически даже в отсутствии действий саспенс тревожного ожидания делает свое дело, а медленная музыка, прерываемая тяжелым дыханием, стоит в ушах даже после конца сеанса.
Берегитесь, красавицы! (Bachna Ae Haseeno, 2008, реж. Сиддхарт Ананд)
Картина разделена на три главы. В качестве рассказчика выступает главный герой — Радж (Ранбир Капур), который повествует об одиннадцати годах своей жизни, в течение которых разбил сердце двум девушкам, и как одна разбила сердце ему.
Как правило, от комедийной мелодрамы не ожидаешь ничего особенного, и поначалу сюжет кажется действительно довольно стандартным. Но к середине картина перестает быть усредненной историей о переосмыслении ценностей: чтобы совладать с кармой, Радж отправляется на поиски бывших, у которых планирует любой ценой вымолить прощение.
Большая тема для разговора в ленте Ананда — о договорных браках, сорок процентов которых заключается именно в Индии среди молодых людей. Не все подобные союзы заканчиваются плохо, но нередко жена вынуждена терпеть насилие со стороны мужа и не может учиться или работать там, где хочет. «Берегитесь, красавицы!», однако, демонстрирует, что девушка может быть счастлива и совмещать семью с карьерой, выйдя замуж по договору.
Слепая любовь (Fanaa, 2006, реж. Кунал Кохли)
Зуни (Каджол) — слепая от рождения девушка. Вместе с группой студентов она отправляется на учебу в Дели и знакомится с гидом Реханом (Амир Кхан), в которого влюбляется и планирует выйти за него замуж. Однако ее планам помешала террористическая атака на индийский парламент, произошедшая в ходе кашмирского конфликта.
«Слепая любовь» не перестает удивлять от начала и до конца. Вначале мелодраматичный фильм обманывает ожидания и трансформируется в триллер, полный интриг и шпионских игр. Затем картина превращается в камерную драму, которая плавно двигается в сторону трагедии. В ленте отличная драматургия, интересные сюжетные виражи и неожиданные твисты.
Кашмирский конфликт, который в ленте является двигателем сюжета, до сих пор не разрешен — в 2019 году произошел ряд столкновений между силами Индии и Пакистана в Кашмире. Невероятной красоты кадры в заснеженной пустыне были сняты в Польше, так как исполнительница главной роли отказалась сниматься в Кашмире из-за угрозы терактов.
Свадебная церемония (Band Baaja Baaraat, 2010, реж. Маниш Шарма)
В центре сюжета двое молодых людей, пытающихся устроить свою жизнь после колледжа. Серьезная двадцатилетняя девушка Шрути (Аннушка Шарма) планирует до двадцати пяти лет сколотить бизнес по организации свадеб. Присоединяется к ней деятельный парень Биту (Ранвир Сингх). Так начинается история их бизнеса и любви.
Несмотря на заезженность темы «Свадебная церемония» выглядит свежо и бодро, в том числе на фоне голливудского «Свадебного переполоха». Картина отличается аутентичностью и лишена напускного глянца, а нотки современного динамичного мира создают гармоничную и правдоподобную атмосферу. По устройству лента близка к «Праздничному переполоху» Оливье Накаша и Эрика Толедано: подобно французской картине, «Свадебная церемония» очень внимательна к деталям и «производственному» процессу. Прекрасны в своих ролях Шарма и Сингх, которые полны энергии, жизни и свежести. Развитие их экранных образов, однако, предугадать не сложно — сюжет посвящен борьбе с эгоизмом, вопросу о женских правах, а также умению совмещать (и разделять) бизнес и чувства.
Отважная (Mardaani, 2014, реж. Прадип Саркап)
Главная героиня фильма — Шивани Шиваджи Рой (Рани Мукхерджи). Она старший инспектор отдела полиции Мумбаи по борьбе с преступностью. Чтобы спасти проданную в сексуальное рабство девочку Пьяри (Приянка Шарма), женщина бросает вызов главарю преступного бизнеса.
Фильм снят в аутентичной манере, которая создает ощущения тесноты и удушья, показывая , пронизанной беднотой мир. Однако после лент «Заложница», «Лиля навсегда», «Стукачка», «Порок на экспорт», «Рабство» или «Живой товар» «Отважная» сюжет может показаться заурядным и местами чересчур пафосным. Да и в финале перебор приторных лозунгов о коррупции и справедливости, произносимых Шивани, которая трансформируется при этом чуть ли не в супергероиню. Впрочем, остальных преимуществ картины это не отменяет, и художественные особенности фильма позволяют наслаждаться просмотром.
Индия, вперед! (Chak De! India, 2007, реж. Шимит Амин)
Неофициально изгнанный из страны в 90-е годы Кабир Хан (Шахрух Хан), упустивший возможность забить гол во время пенальти, возвращается на родину, чтобы создать женскую сборную по хоккею на траве. Для этого отбирает шестнадцать спортсменок из разных штатов. Из-за этнических, возрастных и иных противоречий девушки постоянно конфликтуют между собой — а чтобы показать достойный результат, они должны забыть о разногласиях и научиться работать в команде.
С виду, «Вперед, Индия!» не примечательнее того же «Чуда» с Куртом Расселом или «Игры по чужим правилам» с Джошом Лукасом, но все же картина отлично подчеркивает культурные, социальные и политические особенности страны. Шамит Амин использует спорт в качестве метафоры и пытается разобраться, что может объединить людей разных этносов в единый народ.
Помимо этого лента рассуждает на темы сексизма, женских прав, вероисповедания, отдает дань непопулярным видам спорта и даже затрагивает тему кашмирского конфликта, который длится с 1947-ого года. Совершенно потрясающе играет Шахрух Ханрол, — не затмевая, впрочем, своих партнерш по съемкам.