Рецензия на фильм «Мой друг Мистер Персиваль»
После смерти жены и дочери Том (Джай Кортни) ищет спасения в одиночестве и перевозит своего единственного сына Майкла (Финн Литтл) в уединенный дом на юге Куронга. Там мальчик заводит дружбу с местным аборигеном (Дэвид Галпилил), а также спасает от смерти и выхаживает трех маленьких пеликанов, которые также становятся его товарищами.
Тогда Майкл и представить не мог, что спустя пятьдесят восемь лет он будет мультимиллионером с собственной компанией. Однако наступает время его отставки, после которой бразды правления должны перейти его зятю Малкольму (Эрик Томсон), который хочет продать сельхозугодия крупной горнодобывающей компании. Из-за сделки земли аборигенов оказываются под угрозой. Внучка Майкла и дочь Малкольма, Мэдлин (Моргана Дейвис), умоляет деда повлиять на решение отца, чтобы защитить экосистему и владения первых поселенцев. Ее просьба заставляет Майкла окунуться в воспоминания о детстве, когда он был близок с природой и способен на по-настоящему смелые большие поступки.
«Мой друг мистер Персиваль» (в оригинале «Storm Boy») — ремейк картины Генри Сафрана 1976 года, снятой по детской книге Колина Тиле. Кстати, после выхода ленты Сафрана снявшийся в ней пеликан стал настоящей звездой у австралийцев — в Зоопарк Аделаиды, где жил Персиваль, приезжали туристы со всего континента и даже из других стран. Пеликан умер в возрасте тридцати трех лет в 2009 году.
За создание новой экранизации книги Тиле взялся австралиец Шон Сит, до этого работавший в основном над сериалами. Из полнометражных картин у режиссера была драма «Два кулака, одно сердце» про становление боксера, его сложные отношения с отцом и первую любовь, криминальная драма «Скажи им, что Люцифер был здесь», сосредоточенная на расследовании убийства двух полицейских, и детектив «Тайна двухколесного экипажа», рассказывающий историю убийства в Мельбурне.
«Мой друг мистер Персиваль» имеет два сюжетных ответвления. Начинается лента с забастовки против добычи полезных ископаемых и разговора взрослого Майкла (Джеффри Раш) с Мэдлин, которая умоляет его остановить уничтожение водных путей и опустошение земель аборигенов. Параллельно в памяти героя всплывают короткие отрывки из прошлого, о котором он решается рассказать внучке. С этого момента начинается вторая повествовательная линия, которая, расставляя расплывчатые флэшбеки по полочкам, выстраивает единую картину.
Несмотря на внешнюю простоту и наивность, фильм очень трогательный. По ходу истории Майкл вспоминает, как был изобретателен при выхаживании спасенных им пеликанов, как защищал их от опасностей и даже спас с помощью мистера Персиваля человеческую жизнь. Особенно завораживает, как маленькие копошащиеся птенцы, нуждающиеся в кормлении из пипетки, превращаются в грациозных осознанных существ с невероятно человеческим взглядом. Птицы с важным видом ходят с мальчиком за покупками, играют в прятки и резвятся на пляже. К этому моменту зритель, скорее всего, уже растроган до невозможности.
Примечательно, что спустя годы жизнь сталкивает Майкла со схожей ситуацией, и именно воспоминания о жизни с отцом и дружбе с птицами в единении с природой заставляют героя вновь отважиться на смелые поступки и принять верное решение.
В детстве судьба сталкивала мальчика с местным аборигеном – его немногословную, но многозначительную роль исполняет талантливый Дэвид Галпилил. Актер сыграл в оригинальном фильме персонажа Билла, а в ремейке играет его отца. Как и Том с Майклом, он не рад случившемуся в «том мире» и ищет спасения в уединении с собой и природой. События происходят в 1959 году, в тот период, когда в Австралии проводилась политика «отбеливания» коренного населения: детей безвозвратно забирали из семей без права на общение, насильственно уничтожались языки, традиции и культура. Об этом периоде снимали свои картины Николас Роуг («Обход»), Вернер Херцог («Там, где мечтают зеленые муравьи»), Саймон Уислер («Куигли в Австралии»), Филлип Нойс («Клетка для кроликов») и Рольф де Хира («Страна Чарли»). Галпилил воплощает человечность аборигенов, противоположность которым составляют нарочито агрессивные охотники и прагматичные бизнесмены.
Действия в «Персивале» происходят на южном побережье Австралии, там же, где также проходили съемки картины Сафрана — близ идиллического пустынного побережья Куронга, где могучий океан сливается с горизонтом, простираются песчаные дюны, а природа словно и вовсе не тронута человеком. Холодные тона, в которых снята картина идеально сочетаются с настроением фильма — овации оператору Брюсу Янгу. Подобную работу с локацией проделал в свое время Мишель Аматье в «Пеликане» Оливье Орле, в котором мальчик также завел дружбу с птицей, в то время как его отец страдал от утраты жены.
Лента Шона Сита длится всего полтора часа, но, на удивление, ее даже нельзя упрекнуть в недосказанности, резких скачках или сюжетных ямах. Картина емкая, но очень содержательная. В ней есть все, что нужно для приключенческой семейной драмы: трогательная, но не приторно слезливая история, очаровательные представители животного царства, рефлексия о необходимости соблюдения баланса в отношениях с природой, уважении к другим культурам и единении с близкими.