5 фильмов о дружбе людей и животных
«Умберто Д.»
Умберто – бедняк, недавно вышедший на пенсию и живущий в послевоенной Италии в маленькой ветхой квартирке с дворовым псом Фликом. Когда старик заболевает ангиной, ему приходится лечь в госпиталь; выздоровев, он обнаруживает, что хозяйка дома выселила его вместе с собакой. Без лиры в кармане Умберто берет под мышку Флика и идет искать способы не умереть с голоду и не замерзнуть на улице насмерть.
Режиссер:
Витторио Де Сика
В ролях:
Карло Баттисти
Италия, 1952 г.
Известный в первую очередь по классическому фильму итальянского неореализма «Похитители велосипедов», Витторио де Сика, тем не менее, лучшим своим фильмом считал именно «Умберто Д.». Чисто гоголевская драма о маленьком, но гордом человеке и его дружбе с единственным небезразличным к нему существом, его псом, показывает истинную ценность питомцев: в момент, когда все отвернутся, они всегда останутся рядом. Фильм критиковали за излишний пессимизм, но, на наш взгляд, напротив, это картина о том, что опускать руки — всегда последнее дело.
«Кес»
Билли — обычный школьник, живущий в шахтерском городке с мамой и старшим братом. В его жизни очень мало радости, но все меняется, когда он заводит себе питомца — молодого сокола Кеса. Они моментально становятся настоящими друзьями: мальчик тренирует птицу навыкам ловчей, а пичужка помогает ему справиться с одиночеством и отрешенностью. Но это фильм Кена Лоуча, так что идиллия точно не будет вечной.
Второй фильм знакового британского режиссера моментально вознес его на вершины кинематографического сообщества. Важную роль в этом сыграла невероятная химия между четырнадцатилетним Дэвидом Бредли (ныне успешный театральный актер Великобритании) и тремя пустельгами, которые были заняты в фильме. Кстати — внимание, спойлер! — когда Билли видит мертвого Кеса, это самая искренняя реакция злости. Лоуч сказал актеру, что им пришлось умертвить одну из птиц для съемок сцены (это была намеренная ложь – все птицы были живы, а использовалась тушка уже мертвой птицы).
«Парень и его пес»
Главные герои фильма — парень Вик и его друг, генетически модифицированный пес Блад, способный телепатически общаться с хозяином (или, наоборот, с питомцем — собачка превосходит человека по уровню интеллекта). Они становятся одними из немногих выживших в глобальной катастрофе. Однажды нелегкая заносит Вика в городок, где живет прекрасная незнакомка, в которую он влюбляется.
Не «Безумный Макс», а именно фильм Л. К. Джонса по праву считается первой «настоящей» постапокалиптикой в кино. Экранизация романа Харлана Эллисона (ему, кстати, фильм не понравился) «Парень и его пес» моментально стал классикой благодаря уникальному миру, отличной комедийной составляющей и главному достоинству: псу Бладу. Ироничный зверь, олицетворяющий ум и рациональность (в отличие от окружающих его людей) стал настоящим символом постапокалипсиса в культуре, а создатели культовой видеоигры Fallout даже оставили в ней отсылку к фильму.
«Лютый»
Мальчик Курмаш, рано оставшийся сиротой, поселяется в доме сурового и злого дяди, который не дает мальчику житья. Однажды парень приносит домой маленького волчонка и обещает вырастить из него «домашнего, не хуже пса». Дядя озлобляется еще сильнее, ведь это именно он убил мать и братьев волка. Курмаш отпускает малыша и обещает ему, что они встретятся однажды. И спустя годы им суждено встретиться — когда малыш станет вожаком стаи разбойничающих в округе волков.
Этот фильм принес, пожалуй, самому известному киргизскому режиссеру СССР одну из двадцати полученных им за карьеру наград (в данном случае — почетный диплом кинофестиваля в Локарно). Как сказал дядя Курмаша, «невозможно приручить дикого волка», но Толомушу Окееву это удалось: в его фильме (кстати, по сценарию двух знаменитых Андреев — Тарковского и Кончаловского) волк оказывается человечнее большинства персонажей. Особенно зверь полюбился исполнителю главной роли Камбару Валиеву: во время съемок Лютый стал настоящим другом мальчика и не отходил от него ни на шаг.
«Пеликан»
Однажды Янис, живущий в маленьком поселке вместе с отдалившимся от него отцом-рыбаком, находит едва живого птенца. Обменяв его на крест, оставленный умершей матерью, мальчик выхаживает птичку, и со временем она вырастает во внушительного пеликана. Узнав, что отдал Янис за своего длинноклювого друга, отец совсем перестает общаться с ним и закрывается в себе, а потом и вовсе уезжает на заработки. А из-за огромной птицы городок быстро становится популярным местом среди туристов.
Режиссер:
В ролях:
Франция, 2011 г.
Про такие истории обычно говорят «душещипательные». И это не преувеличение, а даже комплимент: французская экранизация бестселлера Эрика Буассе цепляет за душу — не только трогательной и нежной дружбой мальчика и птицы, но также и невероятным катарсисом ближе к концу. Пожалуй, нет лучше фильма, чтобы поговорить с ребенком о том, что такое смерть, а заодно показать, как забота о других существах учит принимать неизбежность круговорота жизни. И нельзя не отметить удивительную актерскую работу Эмира Кустурицы в роли безутешного отца: позже он продемонстрирует невероятные навыки работы с животными в своем фильме «По млечному пути».