10 лучших фильмов Люка Бессона
«Люси» (2014)
Получившая дозу экспериментального препарата Скарлетт Йоханссон превращается из стереотипной блондинки в настоящую чудо-женщину.
Этот непритязательный, на первый взгляд, фантастический экшен, быть может, и не считается особенно яркой звездой на творческом небосклоне Люка Бессона, однако внимания все же заслуживает.
Не в последнюю очередь из-за Скарлетт Йоханссон, которая убедительно трансформируется из напуганной дурочки в машину для убийства, наделенную сверхчеловеческим интеллектом. Кроме того, в сценарии Бессон разбросал большое количество отсылок к известным фантастическим фильмам, а также разбавил боевые сцены философскими беседами о природе человека, Вселенной и самого времени. В пересказе все это, может быть, звучит слишком эклектично, но смотрится на одном дыхании.
«Голубая бездна» (1988)
История (местами сильно приукрашенная) дружбы и соперничества двух знаменитых ныряльщиков, Жака Майоля и Энцо Майорк.
С этим фильмом Бессон выступил как один из ярких представителей движения cinema du look, активно развивавшегося во французском кинематографе 1980-х. Для фильмов такого рода характерно преобладание визуального компонента над сюжетным, что, кстати, не слишком мешает этой конкретной ленте. «Голубая бездна» стала культовой картиной в сообществе любителей фридайвинга и вывела молодого Бессона на качественно новый уровень известности: достаточно сказать, что «Голубую бездну» показали во внеконкурсной программе Каннского фестиваля.
«Подземка» (1985)
Кристофер Ламберт скрывается от мафии в парижском метро и организовывает там поп-группу.
«Подземка» остается фильмом, который помнят в основном ярые фанаты Бессона, поскольку за 30 с лишним лет, прошедших со дня выхода фильма, его заслонили намного более яркие проекты. Это объяснимо, но и печально, поскольку «Подземка», вообще говоря, представляет собой очень интересный режиссерский опыт времен cinema du look. Его особенно интересно смотреть ретроспективно, зная те фильмы Бессона, которые сейчас знают все.
Высматривать черты фирменного стиля в этой криминально-комединой истории про обитателей метро — само по себе любопытное занятие для любого, кому интересен творческий путь будущего автора таких разных фильмов, как «Леон» и «Ангел А».
«Последняя битва» (1983)
В черно-белом постапокалиптическом будущем две банды без лишних слов сражаются за больницу.
Как режиссерский дебют Бессона эта черно-белая лента заслуживает куда большего внимания, чем некоторые его намного более известные и популярные работы. Во-первых, это одна из лучших вариаций на тему постапокалиптического кино с точки зрения стиля и атмосферы: при всей очевидной малобюджетности постановки мир, из которого после неназванной катастрофы исчезла радость жизни, показан крайне убедительно.
Во-вторых, картина снята практически без единой строчки диалогов: все актеры не говорят ни слова, так как их герои забыли человеческую речь. В-третьих, фильм можно легко смотреть и как экшен, отдающий дань уважения всем историям о постапокалиптической жизни, и как притчу, для которой фон сугубо вторичен, зато человеческое поведение всегда в центре внимания режиссера.
«Ангел-А» (2005)
Неудачник собирается покончить с собой, но ему внезапно начинает помогать загадочная девушка.
Для тех, кто знает Бессона как продюсера и постановщика всевозможных боевиков и фантастических блокбастеров, эта картина может выглядеть странно, но только если забыть о том, с чего началась его карьера. В таком случае для «Ангела-А» сразу находится правильное место: это ностальгический привет его ранним работам (на что указывает даже черно-белая картинка) и в то же время романтическая притча о странных, но искренних человеческих отношениях, рассказанная очень стильным визуальным языком.
«Жанна д’Арк» (1999)
Милла Йовович — французская святая.
В карьере Бессона это единственный опыт постановки крупномасштабного исторического кино, что само по себе интересно. Этот фильм, возможно, не слишком тепло встретили зрители, да и критики, но это, вероятно, следствие ошибочных ожиданий, которые возлагались на Бессона в конце 1990-х. Вместо очередной фантастической сказки режиссер взялся снимать байопик об одном из ключевых персонажей всей французской истории, взяв на главную роль свою тогдашнюю жену Миллу Йовович.
В итоге получилась скорее драма с отчетливым привкусом классической трагедии, чем эпический экшен в историческом антураже.
«Никита» (1990)
Девушка, получившая тюремный срок, отобрана для тренировки в качестве элитного киллера.
Второй после «Леона» самый известный боевик Бессона и одновременно с этим фильм, закрепивший его славу экшен-режиссера.
Сюжет о девушке, которая против своей воли превращается в хладнокровного киллера, оказался настолько популярным, что породил не только два ремейка (американский фильм «Возврата нет» и гонконгская «Черная кошка» 1991 года), но и два сериала, из которых второй закончился совсем недавно.
Любовный оммаж боевикам 1960-х, порой превращающийся в драму, со временем не только стал классикой, но и задал стилистический ориентир для многих авторов: чуть ли не целиком с «Никиты» скопирована игровая серия Hitman (впоследствии, кстати, экранизированная), много общего с «Никитой» у фильма «Плачущий убийца» с Дакаскосом, и так далее.
«Валериан и город тысячи планет» (2017)
Пара харизматичных спецагентов межпланетной ООН путешествуют по галактике.
Этой экранизацией самобытного французского комикса Люк Бессон наконец излечил кинематограф Старого Света от вечного бюджетного комплекса. Его грандиозная космоопера стоит $175 миллионов, и эти безумные деньги режиссер тратит эффективнее, чем авторы всех новейших фильмов во вселенной «Звездных войн».
Дикие, необузданные и оттого восхитительные сцены, состоящие целиком из спецэффектов, не заканчиваются до самого финала. Когда вся открывающая сцена происходит на гигантском рынке, существующем только в виртуальной реальности, когда певица Рианна играет суперпроститутку-хамелеона, а Итан Хоук — ее сутенера, когда важнейшим артефактом во вселенной оказывается милейший зверек, какающий энергетическими жемчужинами, остается лишь признать, что Бессон был и остается важнейшим киносказочником в мире. И двадцать лет, прошедших со времен «Пятого элемента», никак не сказались на его неостановимой фантазии.
«Леон» (1993)
Суровый киллер и маленькая девочка беспощадно истребляют плохих полицейских.
Парадоксально, но это самый трогательный фильм Бессона, хотя наполнен он кровавыми перестрелками коррумпированной полиции и наемного убийцы. Секрет успеха, пожалуй, в том, что Бессон здесь крайне удачно прошел по тонкому льду, причем сразу в нескольких местах: от провокативного, но трогательного образа Матильды (первая звездная роль Натали Портман) до отлично поставленных экшен-сцен.
Как и в «Никите» несколькими годами раньше, Бессон здесь смешивает драму и боевик, но, вне всяких сомнений, намного более искусно.
«Пятый элемент» (1997)
Таксист из Нью-Йорка образца 2263 года пытается спасти мир от вселенского зла.
Образцовое развлекательное кино во всех отношениях: это баснословно дорогой европейский блокбастер, снятый по американской схеме, но французским режиссером, с роскошным и ни на что не похожим визуальным стилем (образы от Жана-Поля Готье останутся в памяти у любого, кто хотя бы раз смотрел этот фильм), инопланетными оперными дивами и Брюсом Уиллисом, спасающим мир с помощью последней спички. Оптимист Бессон показывает миру будущее, в котором не все мрачно и кроваво, несмотря на перенаселенность, монструозные корпорации и межпланетных мародеров.
Первые наброски сценария Бессон сочинил еще в 16 лет, и хотя от реализации его отделила добрая половина жизни, он смог пронести юношеский драйв через десятилетия, передав его зрителям по всему миру.