5 самых важных режиссеров Исландии
19 марта в прокат вышел «Белый, белый день» — драматический триллер Хлинюра Палмасона, одного из наиболее многообещающих и интересных режиссеров Исландии и мирового кино в целом (ранее он снял «Зимние братья», заметный исландский фильм 2010-х). Time Out вспомнил пять наиболее интересных режиссеров из страны фьордов.
Храбн Гюднлёйгссон
Возможно, самый старый из исландских режиссеров, до сих пор живущий на Земле, но забросивший съемки кино еще в 2000-х. Тем не менее ему принадлежит заслуга освоения богатой, но редко экранизируемой средневековой истории страны, в которой были и принятие христианства, и зависимость от соседних стран, и войны за свободу. Известен своими костюмными постановками про викингов, нордически суровыми и лишенными ореола романтики, как, например, в одноименном сериале. Особенно заслуживает внимания жестокая трилогия о безымянном воине: «Полет ворона», «Тень ворона» и «Белый викинг».
Фридрик Тоур Фридрикссон
Не только режиссер, но и талантливый актер (снимался, например, у Ларса фон Триера в «Самом главном боссе», а заодно и выступил продюсером «Танцующей в темноте»), Фридрикссон начинал как экспериментатор и документалист. Известность ему принес культовый в Исландии фильм о местной музыкальной сцене «Рок в Рейкьявике», а картина «Дети природы» номинировалась на «Оскар». Его фильмы отличаются яркой визуальной частью, а также непередаваемым нордическим юмором, для европейца порой даже слишком суровым и грубоватым. Также известен как продюсер, открывающий новые таланты: например, он «вывел в люди» Оускара Йоунассона, режиссера культовой картины «Рейкьявик-Роттердам».
Бальтасар Кормакур
Еще один «выпускник» Фридрикссона и один из наиболее успешных и востребованных исландских режиссеров. Начинал у него как актер («Ангелы вселенной»), а также сыграл в «Рейкьявик-Роттердам» Йоунассона. Фильм стал настолько успешным, что Кормакура позвали поставить американский ремейк фильма с Марком Уолбергом. Примерно с этого времени параллельно с исландской начала развиваться и голливудская карьера режиссера: он продолжил сотрудничество с Уолбергом, сняв «Два ствола», а его картина «Эверест» собрала более $200 миллионов, почти четыре раза отбив свой бюджет. Также Кормакур выступил продюсером первого исландского сериала «Капкан», показанного на BBC.
США, 2014 г.
Гримур Хаконарсон
Также начинал с документального кино. В 2004 году окончил Пражскую киноакадемию, и уже во время учебы успел прославиться двумя короткометражками — «Славек дерьмо» и «Реслинг», которые попали в секцию Каннского кинофестиваля Cinefoundation и на кинофестиваль в Локарно соответственно. В 2015 году снял один из лучших исландских фильмов прошлого десятилетия — драму о двух пожилых братьях-пастухах «Бараны», получившую главный приз «Особого взгляда» в Каннах и выдвигавшуюся на «Оскар» от Исландии. Картина была закуплена для проката в 22 странах (но не в России, увы) и взяла призы на кинофестивалях в Торонто, Карловых Варах и на «Сандэнсе».
Дагюр Каури
Родился во Франции в творческой семье писателя и переводчика Петура Гуннарссона, переводившего французских писателей (Пруст, Флобер) на исландский язык. Это оказало влияние на будущего режиссера: в его фильмах европейский колорит сочетается с фирменной нордической монументальностью. Снимает редко, раз в два-четыре года. Его датско-исландские фильмы «Ной – белая ворона» и «Темная лошадка» открыли ему дорогу в Голливуд: там он поставил снятую в копродукции с теми же странами картину «Доброе сердце», которая, правда, провалилась. По возвращении в Исландию Каури поставил фильм «Гора девственности», получивший приз Северного совета — важнейшей премии стран Северной Европы.