Имена московского метро: станция «Пушкинская»

Имена московского метро: станция «Пушкинская»

Ольга Воробьева   4 июня 2021
11 мин
Имена московского метро: станция «Пушкинская»

Сегодня названия станций метрополитена для нас — всего лишь пункты в городских маршрутах, а люди, чей вклад в историю, науку или искусство был настолько велик, что их именами называли целые станции, оказались забыты. Time Out продолжает серию статей, призванных напомнить о заслугах личностей, чьими именами названы эти объекты. Возможно, наш сегодняшний выбор станции «Пушкинская» у большинства вызовет легкое недоумение. Однако мы обещаем, что информация, собранная журналом, окажется интересной и познавательной.

6 июня — 222 года со дня рождения Александра Сергеевича. Time Out рассказывает о станции «Пушкинская» и трех месяцах самоизоляции «солнца русской поэзии».

О станции

Проектное название: Площадь Пушкина

Архитекторы проекта: Ю. В. Вдовин, Р. В. Баженов.

Отделка и декор: белый мрамор «коэлга», серый гранит «актау», лепнина, латунные чеканки на путевых стенах с цитатами из стихотворений поэта. Станция освещена роскошными 20-рожковыми люстрами и настенными бра на колоннах, выполненными по дизайну художника В. А. Бубнова.

В переходе к «Чеховской» стоит бюст А. С. Пушкина работы скульптора М. Шмакова.

«Пушкинская» — станция с огромным пассажиропотоком. Часто упоминается в современной прозе. Например, в трилогии Дмитрия Глуховского «Метро».

Была открыта 17 декабря 1975 года. Это колонная станция глубокого заложения (51 м). При ее строительстве использовались тюбинги большого диаметра, что считалось технологическим прорывом в середине семидесятых годов прошлого века. Соответственно, ширина, высота и шаг колонн здесь увеличены по сравнению с другими аналогичными станциями подобного типа.

Почему «Пушкинская»

Название станции было дано по одноименной площади с любимым москвичами памятником великому поэту скульптора А. М. Опекушина, рядом с которой «Пушкинская» и располагается.

Личность за названием

Следует отметить, что 100% опрошенных у станции «Пушкинская» верно ответили на вопрос, кто такой Александр Сергеевич. Однако, на коварный вопрос корреспондента, зачем поэт уехал в Болдино и где это находится:

  • 60% ответили, что Пушкина сослал царь и «это далеко»
  • 20% пошутили, что это место вроде коворкинга и поэт снял его, чтобы писать «Евгения Онегина»
  • 9% назвали Нижегородскую область и чуть ли не полный список созданных там произведений
  • 1 человек прочитал 40-минутную лекцию о «Болдинском трехмесячном затворничестве» великого поэта

Мы не сомневались, что абсолютно все россияне (и не только) знают Пушкина и наслышаны о «болдинской осени». Предлагаем ознакомиться с 8 фактами из этого периода жизни Александра Сергеевича и усовершенствовать собственные наработки по улучшению качества modus vivendi в период эпидемии.

Факт 1: приехал на несколько дней — задержался на 3 месяца

Поэт прибыл в отцовское имение Большое Болдино 3 сентября 1830 года с целью вступить во владение небольшой наследственной деревушкой и тут же вернуться домой. Но именно там его застало известие о стремительно распространяющейся эпидемии холеры.

Правительство проявило редкостную оперативность и ввело карантин: все передвижения между губерниями были перекрыты, а от сознательных помещиков потребовали самоизоляции и разъяснения крестьянам основных понятий гигиены. Вернуться в Москву Пушкин смог лишь 5 декабря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«…Какие новые товары
Вступили нынче в карантин?
Пришли ли бочки жданных вин?
И что чума? и где пожары?
И нет ли голода, войны,
Или подобной новизны?»

 

 

 

 

 

 

 

«…Какие новые товары
Вступили нынче в карантин?
Пришли ли бочки жданных вин?
И что чума? и где пожары?
И нет ли голода, войны,
Или подобной новизны».

Факт 2: заложил имение, чтобы выкупить невесту

Мать прекрасной Натали лишь с третьего раза дала разрешение на брак дочери с «неблагонадежным» соискателем, находящимся под надзором полиции. Она изо всех сил намекала, что не может выдать Натали без положенного ее рангу приданого. При этом утверждала, что денег на приданое у нее нет, предоставляя будущему зятю самому разрешить эту дилемму.

«Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь. Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год – м-ль Натали Гончаровой. Я получил ее согласие, а также и согласие ее матери. Прошу Вашего благословения, не как пустой формальности, но с внутренним убеждением, что это благословение необходимо для моего благополучия — и да будет вторая половина моего существования более для Вас утешительна, чем моя печальная молодость. Состояние г-жи Гончаровой сильно расстроено и находится отчасти в зависимости от состояния ее свекра. Это является единственным препятствием моему счастью. У меня нет сил даже и помыслить от него отказаться. Мне гораздо легче надеяться на то, что Вы придете мне на помощь. Заклинаю вас, напишите мне, что вы можете сделать для (…)».

Из письма А. С. Пушкина родителям

Отец согласился отдать часть имения по соседству с Большим Болдино.

Александр Сергеевич бросился вступать во владение деревней Кистенево дабы (внимание!) заложить ее и дать теще взаймы требуемые 11 тысяч на приданое будущей жены. Денег этих Пушкин больше не увидит, таким образом, получается, что он выкупил невесту у ее родственников.

Получил, правда, в залог медную статую Екатерины II, но так и не нашел достойного покупателя на этот лом цветного металла.

Факт 3: изоляция была полной и поначалу сильно пугала поэта

Село в Нижегородской губернии, казалось, не располагало к творческим порывам.

«Болдино имеет вид острова, окруженного скалами. Ни соседей, ни книг. Погода ужасная. Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь. Не знаю, что делается на белом свете и как поживает мой друг Полиньяк. Напишите мне о нем, потому что здесь я газет не читаю. Я так глупею, что это просто прелесть».

Из письма к Натали 11 октября

Факт 4: информационный детокс, состояние влюбленности и благотворное воздействие природы привело к самому интенсивному творческому «прорыву» гения отечественной поэзии

За подотчетный сезон поэтом на карантине были созданы произведения:

  • две заключительные главы «Евгения Онегина»
  • около тридцати стихотворений, в том числе: «Бесы», «Элегия», »Труд», «Ответ анониму» и др.
  • «Повести Белкина» («Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Метель»)
  • поэма «Домик в Коломне»
  • «Маленькие трагедии» («Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь»)
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде«

Факт 5: успел пройти курсы писательского мастерства

Спустя небольшое время после первого осознания факта, что очутился в заточении, поэт начал находить плюсы в создавшейся ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых…»

 

 

 

 

 

 

 

«Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых…»

Известно, что Александр Сергеевич привез с собой три книги, среди которых была антология современных ему поэтов-лириков Британии. Одним из авторов был некто Барри Корнуоль, поэт и драматург, осваивающий новый жанр коротких сцен с необычайно напряженным повествованием. На основе обретенного в Болдино опыта Пушкиным были созданы драматические очерки, известные нам как «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Скупой рыцарь» — изящный анализ основных человеческих страстей, философские размышления, до сих пор не теряющие актуальности с легкой руки гениального поэта.

История названий станций московского метро:

Бауманская

Тимирязевская

Кропоткинская

А в «Пире во время чумы» автор сублимирует свои переживания в период эпидемии и повествует о любви, бесстрашно преодолевающей страх смерти, побеждающей призрак чумного мора.

Факт 6: разобрался с хейтерами

Поймав размеренный ритм осенних дней и ночей, поэт чрезвычайно продуктивно работает все эти месяцы. Когда же периодика наконец-то попадает в «наследственную берлогу», он читает издевательские строки о себе и своей семье от журналиста польского происхождения Фаддея Булгарина.

Поэт вступает в некий аналог современных рэп-поединков, с иронией отвечая на каждый выпад Булгарина и нескольких анонимов, пытающихся опорочить его происхождение.

Например, на фразу о предке-негре, купленном за бочонок рома, он отвечает:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Говоришь: за бочку рома!
Незавидное добро!
Ты дороже, сидя дома,
Продаёшь своё перо».

«Россию продает Фаддей
Не в первый раз, как вам известно.
Пожалуй, он продаст жену, детей,
И мир земной, и рай небесный,
Он совесть бы продал за сходную цену,
Да, жаль, заложена в казну»*

 

 

 

 

 

 

 

«Говоришь: за бочку рома!
Незавидное добро!
Ты дороже, сидя дома,
Продаёшь своё перо».

«Россию продает Фаддей
Не в первый раз, как вам известно.
Пожалуй, он продаст жену, детей,
И мир земной, и рай небесный,
Он совесть бы продал за сходную цену,
Да, жаль, заложена в казну»*

*намек на то, что Булгарин воевал на стороне Наполеона в Отечественной войне 1812 года.

Факт 7: не оставлял попыток вернуться к невесте

Через месяц пребывания в Болдино Пушкин узнал из дошедших-таки до него «Московских ведомостей», что холера достигла Москвы.

Он отважно предпринял несколько попыток добраться до столицы, чтобы оказаться рядом с любимой. Первое препятствие ожидало его уже в 20 км от Болдино. «Несколько мужиков с дубинами охраняли переправу через какую-то речку», но влюбленному трубадуру удалось прорваться через эту заставу. Он прибывает в Лукояново, но окрестный предводитель дворянства отбирает его паспорт и напоминает о распоряжении правительства призвать всех дворян пораженных губерний на борьбу с эпидемией на местах.

Пушкин возвращается в Болдино, но вскоре получает письмо от Натали с известием, что ее семья не смогла покинуть столицу. Тогда он в очередной раз мечется по трактам «в этой прелестной стране грязи, чумы и пожаров…», совершает бесполезный 400-километровый пробег, после чего вновь возвращается в болдинскую «берлогу».

Факт 8: познал дзен, поменял мировоззрение и решил денежные затруднения

За три «болдинских» месяца великий поэт, он же «наше все», научился философски относиться к жизненным трудностям и мелким неудачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Какие б чувства не таились
Тогда во мне — теперь их нет:
Они прошли иль изменились…
Мир вам, тревоги прошлых лет!»

 

 

 

 

 

 

 

«Какие б чувства не таились
Тогда во мне — теперь их нет:
Они прошли иль изменились…
Мир вам, тревоги прошлых лет!»

Уехав в начале осени, Пушкин смог вернуться в Москву только в начале зимы. Будущая теща, в отличие от невесты, не выказала ожидаемой радости. Вот что Александр Сергеевич пишет другу П. А. Плетневу:

«… я в Москве с 5 декабря. Нашел тещу озлобленную на меня и на силу с нею сладил – но слава богу — сладил. На силу прорвался я и сквозь карантины — два раза выезжал из Болдина и возвращался. Но слава богу, сладил и тут. Пришли мне денег сколько можно более. Здесь ломбард закрыт и я на мели».

Заложив имение и получив за него 38 тысяч, жених дал на приданое невесте 11 тысяч, снял и отремонтировал квартиру на Арбате, после чего день свадьбы был наконец определен. Правда, венчание чуть было не сорвалось в очередной раз — теще опять не хватало денег, на этот раз — на пролетку, но это уже не относится к нашей истории о самой плодотворной изоляции в жизни поэта.

Стихотворение «Элегия» было написано в первую, самую меланхолическую, неделю пребывания Александра Сергеевича в Болдино:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной».

 

 

 

 

 

 

 

«Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной».

Все отрывки из стихов, приведенные в статье, относятся к произведениям, написанным в эти три болдинских месяца.