5 фильмов о пацифистах
19 марта в прокат вышел новый фильм Терренса Малика «Тайная жизнь» о жизни Франца Егерштеттера, австрийца, отказавшегося служить в армии вермахта и впоследствии казненного за его пацифистские принципы. Time Out вспомнил еще пять фильмов о пацифистах.
Уловка-22 (Catch-22, 1970, реж. Майк Никколс)
Сатирическая военная комедия о капитане Йоссариане, который категорически не хочет летать на бомбардировщике и сбрасывать бомбы на людей и поэтому пытается прикинуться сумасшедшим. Джордж К. Скотт, известный голливудский актер, отказался играть в этом фильме, сказав, что подобную роль он уже играл в «Докторе Стрейнджлаве». Это многое говорит о фильме, но в картине Стэнли Кубрика упор делался на высмеивание «военного кретинизма» в принципе — «Уловка-22» же осуждает скорее желание американских правителей воевать на любом доступном клочке суши.
Любовь и смерть (Love and Death, 1975, реж. Вуди Аллен)
Уморительная пародия на всю русскую литературу сразу и в первую очередь — на «Войну и мир» Толстого. Главный герой, Борис Грушенко — дворянин и ярый пацифист, который категорически отказывается от военной службы, но все-таки попадает в армию в эпоху Наполеоновских войн. Вуди Аллен, заигрывая с образами Чарли Чаплина и Гарольда Ллойда, в роли нелепого, но очень трогательного маленького человека, не принимающего военную муштру и насилие, беспардонно высмеивает все штампы, связанные с Россией, но не без уважения к русскому человеку.
Ганди (Gandhi, 1982, реж. Ричард Аттенборо)
Жизнеописание Махатмы Ганди, человека, повлиявшего на жизнь всех людей на Земле, даже тех, кто о нем не знает. Вместо сбивчивого пересказа всей жизни великого политика и философа, режиссер выбрал ключевой эпизод, когда Ганди в 1893 году в ЮАР, будучи уважаемым адвокатом с британским гражданством, оказывается выброшен из поезда «за недостаточно белую кожу». Отменная актерская игра Бена Кингсли, лаконично передавшего эмоции зрителю, служит лучшей иллюстрацией тезиса, что лучшее противление насилию — это неучастие в нем.
Месть (Hævnen, 2010, реж. Сюзанна Бир)
Скандинавская драма о том, как зло всегда порождает еще большее зло. Взрослый мужчина Антон возвращается в Данию после работы в Африке. Его избивает агрессивный автомеханик, но герой давно отказался от насилия и не отвечает ему. Зато это происшествие задевает сына Антона. В своей лаконичной притче Сюзанна Бир убедительно раскручивает механизмы, которые лежат в основе чувства мести, и, вопреки фильмам Тарантино, учит тому, что ее не стоит подавать ни в каком виде — ни в холодном, ни в горячем.
По соображениям совести (Hacksaw Ridge, 2016, реж. Мэл Гибсон)
Исповедальная драма главного шовиниста, расиста и антисемита Голливуда, в которой он как будто извиняется перед всеми через своего героя — реально жившего солдата Дезмонда Досса, которому религия не позволяла брать в руки оружие. Если смотреть фильм через эту призму, он раскрывается с новой стороны: Гибсон противопоставляет себя старого (в лице жестокого сержанта Хауэлла) и себя нового (в лице Досса) и доказывает, в том числе самому себе, что в итоге всех нас спасет только любовь к ближнему своему и способность обходиться без причинения боли другим.