10 лучших фильмов о киллерах
Если вам кажется, что дни до выходных тянутся бесконечно, и уже невыносимо хочется кого-нибудь убить, позвольте себе передышку и посмотрите хороший фильм про киллера — и голову остудите, и душу отведете.
«Я нанял убийцу» (1990)
Безработный неудачник заказывает киллеру свое же убийство, но невовремя влюбляется.
Оценить всю легкость и прелесть бытия можно лишь, оказавшись на грани, считает финский алкогольный гений Аки Каурисмяки, и спорить с ним вряд ли разумно. Стоило герою великого французского артиста Жан-Пьера Лео (играл у Годара, Трюффо) отчаяться и вынести себе приговор, как он тут же открывает ранее неведомые маленькие человеческие радости. В частности, три главных: алкоголь, сигареты и женское общество. Идущий за ним по пятам киллер воплощает противоположную истину о том, что жизнь есть разочарование, ведь парадоксальным образом он тоже приговорен: у него рак, и жить ему осталось несколько недель. Каурисмяки воспевает в этом фильме неприкаянность и некоммуникабельность, и в этом по-прежнему чувствуется свое уютное очарование: здесь определенно должна победить не смерть, а любовь.
«Залечь на дно в Брюгге» (2007)
Киллер-дебютант запарывает первый заказ и вместе со старшим товарищем сбегает из Лондона пересидеть горячее время в Брюгге.
Продуваемый всеми северными ветрами бельгийский городок Брюгге в представлении главного героя Рэя (Колин Фаррелл) – та еще дыра. Он и его коллега (Брендан Глисон) полфильма тратят время на меланхолию и сардонические перепалки. Это ничуть не мешает им испытывать наитеплейшие чувства друг к другу и презрение к своему основному занятию. В этой мрачной трагикомедии нет ни капли суперменства, зато есть масса шуток на грани фола, обаятельно матерящийся мафиозный босс (Рэйф Файнс) и настоящие живые люди, настоящая дружба, настоящая жизнь — этого часто не хватает искусственному экшн-жанру. Смерть, к сожалению, здесь тоже настоящая, но режиссер Мартин МакДона не устает напоминать, что самая темная ночь всегда случается перед рассветом.
«Соучастник» (2004)
Добропорядочный таксист возит импозантного седовласого стрелка от одной жертвы к другой.
Неоновая магия ночного Лос-Анджелеса резко контрастирует с беспощадностью его гостя, киллера по имени Винсент (Том Круз). Его фатализм базируется на жестком кодексе правил из разряда «не мы такие, жизнь такая». Он считает, что просто жмет на курок, а смерть несут выпущенные им пули: в общем, с философским оправданием своих поступков у Винса полный порядок. Убийства кажутся ему обычной рутинной работой, подобной вождению такси для его невольного попутчика (извозчика играет Джейми Фокс), и он осуществляет миссию с механистической точностью и завидным хладнокровием. Как, собственно, и Том Круз при исполнении не самой типичной для себя, но определенно запоминающейся роли зловещего антагониста в последней по-настоящему знаковой работе режиссера Майкла Манна.
«Убийцы» (1964)
Двое суровых джентльменов расправляются с бывшим автогонщиком, но он даже не пытается от них убежать. Почему?
© Revue Studios
Одноименный рассказ Эрнеста Хемингуэя на момент выхода этого классического фильма экранизировали уже дважды. Первый раз это сделал Роберт Сьодмак в стилистике классического нуара, а второй, как ни удивительно, — Андрей Тарковский: это была его дебютная ВГИКовская короткометражка. А в 1964 году режиссеру Дону Сигелу удалось выжать максимум из брутального потенциала этого произведения: в этом фильме настолько высокая концентрация черных очков, громадных стволов и спортивных машин, что «Убийц» можно считать зрелищем образцово стильным. Драматичным было не только действие картины, но и история ее создания: в разгар съемок был застрелен президент Кеннеди, друг исполнительницы главной женской роли Энджи Дикинсон. Причем, вот совпадение, в одной из сцен ей отвешивает пощечину будущий президент Рональд Рейган, после этой ленты завершивший кинокарьеру.
«Наемный убийца» (1989)
Во время кровавой бани в баре девушка лишается зрения по вине хитмэна. Он начинает заботиться о ней и влюбляется, но злодеи идут по их следам.
Как и многие постановщики, в чьих фильмах концентрация насилия превышает все мыслимые пределы, режиссер Джон Ву — человек глубоко сентиментальный. И им придуманный персонаж Чоу Юнь-Фата, наследник мельвиллевского Самурая, оставляет в наследство потомкам вроде Леона и Эль Мариачи большое сердце и тонкую душевную организацию. Деструктивное начало в нем уступает благородным побуждениям. Так, движимый состраданием, он везет раненую его шальной пулей девочку в больницу. Далее киллер придумывает себе и ей клички Дамбо и Микки Маус, и начинается уже настоящий броманс, к сожалению, недолгий.
«Герой» (2002)
В древнем Китае эпохи Воюющих Царств безымянный воин бросает вызов подосланным к императору убийцам — Небу, Сломанному мечу и Летящему снегу.
© 20th Century Fox
В центре этой грациозной кинопоэмы – столь совершенный план по ликвидации могущественнейшего человека в Китае, что об истинной цели заговорщиков невольно забываешь в вихре завораживающе красивых танцев с саблями, разбавленных беседами о музыке и каллиграфии. Искусство написания иероглифов для гуру клинка, великолепно сыгранного Джетом Ли, не менее важно, чем виртуозное владение холодным оружием, поскольку тоже базируется на сочетании силы в руке и духа в сердце. Условие достижения совершенства в бою же – обретение гармонии в самом себе. Воздушная хореография поединков убеждает, что режиссер Чжан Имоу такой гармонии достиг однозначно: величественнее побед Безымянного оказывается только его гибель.
«Леон» (1994)
Девочка Матильда предвосхищает практику Арьи Старк и заносит в «расстрельный список» убившего ее семью неуравновешенного поддонка Стэнсфилда, а помогает ей в этом «чистильщик» Леон.
© Gaumont
В самом начале этой замечательной ленты Люка Бессона Жан Рено невозмутимо и довольно изощренно расправляется с целой шайкой бандитов. Но этот же угрюмый небритый мужик удивительным образом оказывается едва ли не самым душевным мастером убийственных дел из тех, что когда-либо появлялись на киноэкране. Он пьет молоко, обожает слезливые голливудские мелодрамы и повсюду таскает с собой дурацкое растение в горшке. А еще Леон становится настоящим отцом юной Матильде, оберегает ее, не щадя живота своего, и учит важным мировоззренческим истинам. Например, тому, что жизнь такая (в смысле, не очень хорошая) бывает не только в детстве.
«Профессионал» (1981)
Секретный агент Жосс Бомон проваливает покушение на президента африканской страны и бежит из тюрьмы с намерением завершить начатое.
© Cerito Films
В этом всенародно любимом фильме Жан-Поль Бельмондо с привычным шармом флиртует с женщинами, дерется и демонстрирует навыки экстремального вождения, а также завидную смекалку, играючи обводя вокруг пальца французские спецслужбы. Притвориться бродягой, чтобы проникнуть в квартиру к супруге, или совершить убийство, никак не замарав рук, для него легче легкого. А в альтернативной концовке Жоссу еще и удается выбраться из передряги живым. Правда, вопреки соображениям продюсеров, Жан-Поль и режиссер Жорж Лотнер настояли на более драматичном финале. Все-таки для уважающего себя киллера высокого ранга нет иного варианта, кроме как мужественно принять смерть с высоко поднятой головой.
«День шакала» (1973)
Ультраправые националисты нанимают киллера Шакала для устранения Шарля де Голля.
Главная роль в этом образцовом политическом триллере могла достаться аристократу Майклу Кейну, но режиссер Фред Циннеман выбрал не такого известного Эдварда Фокса — и не прогадал. Фокс сыграл снайпера, способного затеряться в толпе, к тому же с аристократическими манерами и отточенными навыками убийства. Это идеальный выбор для покушения, где на карту поставлена судьба Франции. Заказчики и блюстители закона здесь куда более беспринципны, чем исполнитель, который доблестно идет до конца. Все участники конфликта одинаково умны и бесстрашны, и наблюдая за их противостоянием даже спустя 40 лет после выхода фильма, боишься моргнуть, чтобы не упустить важные детали. А про горе-римейк с Брюсом Уиллисом и Ричардом Гиром лучше и не вспоминать.
«Самурай» (1967)
На хладнокровного профи Джеффа Костелло охотятся и полиция, и гангстеры после того, как он оставляет в живых свидетельницу убийства.
© CICC
Первый и лучший из трех совместных проектов Жан-Пьера Мельвиля и Алена Делона. Под оболочкой классического полара (так называют поджанр французского детектива) прячется душераздирающая драма об одиночестве «тигра в джунглях». Слишком гордый, чтобы признать поражение, и слишком принципиальный, чтобы одержать победу, Костелло — вне всяких сомнений, самый трагичный персонаж во всем жанре. Для него нет существа ближе комнатной канарейки, а сам он не многословнее Терминатора. Играть скупого на эмоции молчаливого аскета — сложнейшая задача для любого артиста, но именно такой образ привлек Делона после возвращения из США и ряда картин сомнительного качества. Актер не ошибся: роль Костелло закрепила за ним статус главного самурая мирового кинематографа.