Цезарь, джентльмены и чумной доктор: 5 великих пьес для домашнего чтения
Пьесы часто воспринимается людьми скорее как сценарии для спектаклей. Мы забываем, что драматургия — это в первую очередь литературный жанр. Вынужденный карантин — отличный повод это исправить! Пьесы, как правило, полны событий, но читаются быстро. А потом в театре вы сможете концентрироваться не на сюжете, который будет вам уже знаком, а на режиссерских находках и игре актеров. Time Out предлагает пять шедевров драматургии, которые не раз были воплощены на сцене или в кино и остаются актуальными до сих пор.
Александр Сергеевич Пушкин. «Пир во время чумы»
Многие в социальных сетях уже пошутили про «пир во время чумы» сегодняшнего дня, и мы не можем отказать себе в том же — когда еще можно понять знаменитый монолог Председателя про царствие Чумы, как не сейчас.
В городе свирепствует Чума. Вместо паники группа людей предаются гедонизму, поглощая вино и еду. Объясняется это просто — к чему бороться с болезнью, если, возможно, каждый сидящий за столом уже заражен.
Что посмотреть:
Знаменитый спектакль Марка Захарова с Николаем Караченцовым и Олегом Янковским в главных ролях.
«Пир во время чумы» входит в цикл «Маленькие трагедии» и читается за пятнадцать минут. Но величие пьесы как раз в том, как автор на двенадцати страницах раскрыл тему полной покорности Судьбе и упоения человека от дыхания Смерти.
Генрик Ибсен. «Гедда Габлер»
Одна из лучших пьес драматурга наравне с «Пером Гюнтом», однако сегодня, к сожалению, не востребованная в театре — но скорее из-за сложного для понимания конфликта, нежели потери актуальности.
Молодожены Йорген и Гедда Тесман приезжают в новый дом после свадебного путешествия. Внезапно выясняется, что в город вернулся старый друг Гедды Эйлерт, алкоголик и развратник, который раньше часто бывал у нее. Вскоре он наносит супругам визит. Эйлерт изменился, он ведет достойную жизнь и влюблен в подругу хозяйки дома. Однако новый образ жизни друга не устраивает мисс Тесман, поэтому расчетливая и циничная Гедда начинает вести сложные психологические игры с ним и всеми остальными гостями дома, двигаясь к жестокой цели.
Что посмотреть:
Пьеса не богата экранизациями, однако существует запись телеспектакля с Ингрид Бергман в главной роли.
Ибсен отлично разбирался в женской психологии, так что Гедда, затевая хладнокровную игру, выглядит настоящим змеем-искусителем. После второго акта вы будете ее ненавидеть, после третьего — люто ненавидеть, а после четвертого — долго сидеть с раскрытой книгой от неожиданного финала.
Оскар Уайльд «Как важно быть серьезным»
Пьеса, которая вновь обретает популярность на сценах столицы. По ней идут спектакли в театре им. Моссовета, Школе Драматического Искусства и театре МОСТ.
Два английских денди Джон и Алджерон существуют в праздном безделии, получают полное удовольствие от жизни и развлекаются «бенбрированием» — маскируют свои кутежи от близких тем предлогом, что уезжают помочь вымышленному мистеру Бэнбри. Жизнь в вечном обмане, поддельные имена, аристократический снобизм и материальная обеспеченность составляет их ежедневный быт. Скоро лицемерие вокруг героев запутывается в узел, и выясняется, что возлюбленные героев любят их только из-за красивого поддельного имени Эрнест, которым пользовался каждый из юношей. При условии другого имени о свадьбе не может быть и речи. И что делать главным героям?
Что посмотреть:
Одноименную экранизацию пьесы с Колином Фертом и Рупертом Эвереттом — лучше всего английских джентльменов играют английские джентльмены.
В русском переводе теряется лексический каламбур: по-английски «серьезный» звучит как «earnest», что созвучно с именем Эрнест — тогда вам станет понятен юмор фразы: «Впервые в жизни я понял, как важно Эрнесту быть серьезным». В остальном пьеса от перевода не проигрывает. Легкий слог Уайльда, его насмешливый юмор и ироничный абсурд обязательно скрасят вам пребывание дома! А еще можно запомнить пару его крылатых фраз и потом метать их в друзей и родственников.
Бернард Шоу. «Цезарь и Клеопатра»
Помните, как в фильме «Астерикс и Обеликс. Миссия Клеопатра» владыки двух государств были любовниками? В пьесе Шоу взгляд на их отношения совершенно другой. Его герои — это девочка и пожилой мужчина.
Римляне вторгаются в Египет. Уставший от жизни Цезарь бродит около сфинкса и случайно знакомится с царицей Клеопатрой. Героев сразу охватывает дружеская нежность друг к другу. Однако дальше пара попадает в круговорот государственных событий — захват власти, мятеж, убийства, внутренняя междоусобица. Все это испытывает дружбу Цезаря и Клеопатры на прочность, ведь не стоит забывать — они правители враждующих государств. И неизвестно, что представляет большую угрозу Египту — римляне или сами египтяне.
Что посмотреть:
Советский спектакль 1979-го года, где Цезаря играет Иннокентий Смоктуновский.
Несмотря на исторические события, лежащие в основе, все-таки «Цезарь и Клеопатра» — это сказка. А в сказке свои правила. Но наивность некоторых моментов не мешает получать удовольствие от интересного сюжета и уморительных ремарок драматурга.
Михаил Булгаков. «Кабала святош» Спектакль МХТ 1988
Пьеса о жизни французского драматурга Жана Батиста Мольера. Кстати, из-за этой пьесы Булгаков поссорился с Константином Станиславским и МХТ.
Пьеса охватывает период расцвета и заката литературной карьеры Мольера. В начале драматург предстает в зените славы, обласканным королем и любимым своей труппой. Однако обиду на него затаил тот, с кем в то время было лучше не ссориться, — архиепископ. Церковь начинает всячески вторгаться в жизнь Мольера, ставить ему палки в колеса, желая окончательно уничтожить. В то же время герой вынужден бороться с предательством в семье, выслуживаться перед королем и творить. Неизвестно, как долго продержится гений в этой схватке.
Что посмотреть:
Спектакль МХТ 1988 года: актерский состав такой, что даже не верится — Олег Ефремов, Олег Табаков, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Киндинов, Наталья Тенякова
В отличие от пьесы Шоу, у Булгакова сюжет максимально приближен к реальности. Пьеса не скрывает грязи и мерзости, свойственных той эпохи, поэтому в ней так чувствуется боль автора: написана пьеса во время тирании Сталина и полного запрета на публикации Булгакова. А финал исполнен полной исторической достоверности.