Ко дню рождения Винсента Ван Гога, художника и безумца: 7 фильмов о гении

Ко дню рождения Винсента Ван Гога, художника и безумца: 7 фильмов о гении

Валерия Цыганова   30 марта 2020
5 мин
Ко дню рождения Винсента Ван Гога, художника и безумца: 7 фильмов о гении

«Чем больше я об этом думаю, тем сильнее чувствую, что не существует ничего более художественного, чем любовь к людям», — писал Винсент Ван Гог брату Тео. Яркие, исполненные непоколебимой человечности картины художника стали откровением, а трагичная жизнь быстро превратилась в возвышенную легенду, так что кинематограф просто не мог к ней не обратиться. Сегодня Ван Гог — обладатель одной из самых крупных фильмографий. Ко дню его рождения Time Out подготовил список самых запоминающихся лент.

Ван Гог (Van Gogh, 1948, режиссер Ален Рене)

Первой в фильмографии Ван Гога стала документальная короткометражка Алена Рене, с которой будущий классик и пришел в мир кинематографа. Дебют был невероятно удачным — он не только отличался ярким и самобытным авторским видением, но и проникал в самую суть поэтики художника. Благодаря этому в 1948 году картина получила Золотую медаль в Венеции, а в 1950-м еще и «Оскар». Снял ее Рене на прошедшей в 1947 году в Париже выставке и, желая, чтобы за художника говорили полотна, главными героями фильма сделал тех, кого писал Ван Гог. Камера снимала их как персонажей обыкновенного документального фильма — внедряясь в пространство холста, наезжала и брала крупные планы, скользила по деталям, снимала бесконечные, уходящие вдаль пейзажи. Принципиально при этом минуя цвет и фокусируясь на мазке, изломе и движении линий, камера проникала в самую суть неистовых вангоговских красок и показывала трагичную детскую искренность и великую любовь к действительности и правде.

Жажда жизни (Lust for Life, 1956, режиссер Винсент Миннелли)

Первое игровое произведение о Ван Гоге снял его тезка Винсент Миннелли. «Жажда жизни» — классический голливудский байопик, последовательно воспроизводящий литературный первоисточник, одноименный роман Ирвинга Стоуна. Тепло встреченная критикой сразу после выхода на экраны, картина смотрится впечатляюще и сегодня, когда нам есть, с чем сравнивать. Более того, она имеет перед другими работам ряд несомненных преимуществ: в частности, Миннелли освещает ранние периоды работы художника и подробно реконструирует конфликт, вспыхнувший между Ван Гогом и его другом Полем Гогеном. Режиссер выбирает здесь очень удачный ракурс, раскрывая в первую очередь художественную подоплеку ссоры и дополняя тем самым образы обоих художников. Их в фильме играют великие американские артисты: недавно ушедший Кирк Дуглас и Энтони Куинн. Первый за роль в картине удостоился «Золотого глобуса», второй — «Оскара».

Винсент и Тео (Vincent & Theo, 1990, режиссер Роберт Олтмен)

Если Винсент Кирка Дугласа был увлеченным, мечтательным и в тоже время величавым, незыблемым, то молодой Тим Рот в фильме Роберта Олтмена создает образ поистине неистовый, порывистый, страстный. В его видении безумие становится неизбежной ступенью развития персонажа, дошедшего в своей живописи до пределов. «Винсент и Тео» — самый экспрессивный из всех фильмов о Ван Гоге. Его телесный, до натурализма, реализм подбирается к стилю одержимого натурой художника вплотную. Дрожащая от мистраля камера, беременная проститутка на ночном горшке, вечно измазанный краской рот и молоток, яростно вколачивающий гвоздь в подрамник. Но главное здесь все же — связь Винсента с Тео. Режиссер не только, не в пример другим, выводит его полновесно — таким же, как и брат, фанатично преданным искусству безумцем, но и делает этот трагический творческий путь общим, а его итог — плодами фантастической безграничной братской любви. 

Ван Гог (Van Gogh, 1991, режиссер Морис Пиала)

Представленная публике в Каннах и удостоенная впоследствии главной французской кинопремии картина Мориса Пиала, напротив, заземляет и братские, и все прочие чувства Ваг Гога — он растворяется в быте. В бесчисленных диалогах о деньгах и походах в бордель, в бокалах с вином и разложенных по коробкам кисточках. Начинаясь с погружения в полотно и наносимую на него глубокую синюю краску, фильм словно отрывается от живописи, стремясь показать художника человеком, частью сообщества. Так в фокусе оказывается эксцентричный характер, предполагаемый эгоизм и уязвленное честолюбие Ван Гога. Пассивная камера, «нормальный» ненавязчивый стиль. Кому по душе «Винсент и Тео», того фильм Пиала наверняка не тронет, верно и обратное — слишком уж разные образы.

Ван Гог: портрет, написанный словами (Van Gogh: Painted with Words, 2010, режиссер Эндрю Хаттон)

Снятый командой BBC «Портрет, написанный словами» — как раз для тех, кто запутался в авторских интерпретациях. Это документальный фильм, в основе которого только подлинные слова Ван Гога — письма к брату Тео, которые в свое время называли и свидетельством мировоззрения, и потрясающим человеческим документом, нескончаемым диалогом с самим собой, Богом и миром. Роль Ван Гога в визуальных иллюстрациях исполнил Бенедикт Камбербэтч.

Ван Гог. С любовью, Винсент (Loving Vincent, 2017, режиссеры Дорота Кобела, Хью Уэлшман)

Это прежде всего признание в любви, но говорят о нем преимущественно в цифрах: более 5 лет, 125 художников, 62450 холстов. Что ж, так оно есть — в техническом плане это совершенно уникальный проект, созданный переподготовленными для работы в технике Ван Гога аниматорами. Каждый кадр — отдельная картина, работы самого Винсента и полотна, позволяющие реализовать задуманный сюжет. А он здесь скорее детективный: авторы размышляют на тему рокового выстрела.

Ван Гог. На пороге вечности (At Eternity's Gate, 2018, режиссер Джулиан Шнабель) 

Художник — это прежде всего оптика. Взгляд, видение и — в случае Ван Гога — цвет. Так считает обладатель Золотой пальмовой ветви и известный художник Джулиан Шнабель. «На пороге вечности» — это Ван Гог один на один с миром и мир глазами Ван Гога. Скругляющие горизонт, вмещающие больше нашего взгляда широкоугольные объективы, субъективная съемка в движении — названный по имени одного из полотен (второе название «Старик, опустивший голову на руки») фильм созерцает и самого художника, его пограничное, между мирами, бытие. Тончайшие цветовые нюансы показывают преображающую силу письма и художественного самовыражения. Музыкальное решение близко по экспрессии нутряному мазку художника. А игравший и Пазолини, и Христа Дефо органичен до гениальности. Одним словом, потрясающее кино, хотя и совсем не просветительское.