12 фильмов, которые стоит посмотреть на 31-м ММКФ
«Антихрист (Antichrist)„
Реж. Ларс фон Триер
Новый фильм Триера снова издевается над зрителями и критиками. История одного безумия, которое произошло от чрезмерного увлечения гендерными исследованиями, снята наполовину как глубокомысленный артхаус (кино посвящено Тарковскому), а наполовину — как нормальный аморальный хоррор с лопатами, говорящими зверьками и сверлением ног (на этом сорокинские ассоциации не кончаются).В фильме много красивых, но жутковатых видов природы, секса и разговоров о психологической травме, в самом начале Триер убивает ребеночка. Вам, возможно уже говорили, что насилия в фильме тоже много, но не верьте: по сравнению с каким-нибудь „Хостелом“ это все чепуха. В принципе, „Антихрист“ уже через неделю выходит в прокат, но если вы хотите быть первыми…
Реж. Кира Муратова
В общем, заранее ясно, что новый фильм Муратовой все про то же — про глупость, жадность и любовь. Ну и про то, что этой планете надо ставить „ноль“. На этот раз веру в людей будут терять двое сироток, отправившихся в большой город искать своих отцов, а встретившихся с обитателями человеческого зоопарка. Дело происходит накануне новогодних праздников, то есть это еще и рождественская сказка.
„Белая лента“ (Das weiße Band)
Реж. Михаэль Ханеке
Действие нового, самого масштабного (персонажей тут больше трех десятков) фильма Ханеке разворачивается в аккуратной деревушке немецких протестантов накануне Первой мировой. Казарменная патриархальная дисциплина маленького коллектива (родители и мужья вовсю практикуют телесные наказания) взрывается серией странных и жестоких происшествий: сначала кто-то коварно натягивает проволоку поперек дороги, потом — избивает детей местных авторитетов, потом — поджигает амбар барона. История дикого и потому обреченного бунта против стальной дисциплины снята в эстетском ч/б — в обычном для Ханеке аскетическом стиле. Ну и главное — это победитель Каннского фестиваля.
„Лай черных псов“ (Kara köpekler havlarken)
Реж. Мехмет Бахадур Эр, Марина Горбач
Криминальная драма о двух товарищах, ввязавшихся в игорное подполье Стамбула. Турецкое кино у нас пока известно разве что антониониевской тянучкой Нури Бильге Джейлана, так вот „Псы“ — кое-что совсем иное. Красивейшие злые улицы (точно Джон Ву, Эр с Горбач злоупотребляют образами голубей), фонтаны, мечети, наргиле и чайные. Все выглядит вовсе не провинциально и как-то очень по-европейски, даром что фильм пойдет в программе „Азиатский экстрим“.
Реж. В. Зак, Хангельды Агаханов
Настоящий раритет из программы „советского авангарда“, отечественный черно-белый истерн об охоте на диверсантов, засевших в старинной туркменской крепости! Кино снято не без влияния немецкого экспрессионизма, камера не стесняется дерзко вторгаться во внутренний мир спящих красноармейцев. Музыка Таривердиева.
„Пророк“ (Un prophète)
Реж. Жак Одияр
Довольно жесткая, особенно по сравнению с двумя предыдущими фильмами Одияра („Читай по губам“ или „Мое сердце биться перестало“) тюремная драма с элементами антропологического исследования, получившая в Каннах Гран-при. Юный неграмотный араб Малик попадает во французскую тюрьму (ее ужасы, говорят, сняты с поразительным знанием материала) и быстро начинает бояться и просить. Зарезав по приказу лидера сицилийской группировки сокамерника-мусульманина, Малик становится вне тюремного закона. Теперь его не принимают к себе ни те, ни эти. Но, мотая свой шестилетний срок, Малик быстро учится и, манипулируя разными бандами на свободе, строит в тюрьме свою маленькую криминальную империю. Этой карьере не мешает даже призрак убитого, регулярно навещающий героя.
„Встречи на краю света“ (Encounters at the End of the World)
Реж. Вернер Херцог
Вернер Херцог отправляется в Антарктику снимать документальный фильм. О чем — он и сам поначалу не знает, но точно не о пингвинах. Пингвины, впрочем, неизбежно настигают Херцога: оказывается, они вовсе не так безнадежны, среди них есть и геи, и сумасшедшие. Персонал полярных станций тоже нельзя упрекнуть в банальности. Один сбежал из какой-то восточноевропейской тюрьмы и с тех пор постоянно таскает с собой все самое необходимое — сухой паек, спальник, палатку и весло от байдарки. Другой взбирается на атлантические вулканы в расползающемся твидовом пиджаке и богемном шарфе поверх термокостюма. Третий изучал языкознание, а теперь выращивает на полюсе помидоры. Также вы услышите песни тюленей.
„Слепая свинья, которая хочет летать“ (Babi buta yang ingin terbang)
Реж. Эдвин
А вот канонический „азиатский экстрим“: индонезийский фильм о китайцах, живущих в Джакарте и мечтающих перестать быть собой, снятый режиссером, которого зовут, словно гей-звезду 80-х. Гротеск в традиционном ориентальном жанре „безумная семейка“: папа — слепой дантист, мама — экс-чемпионка чего-то там по бадминтону, дочка развлекается тем, что засовывает себе в рот зажженный фейерверк, а ее друг — лютый япономан, который ненавидит все родное, китайское. Вот вам смешно, а кино наверняка рассказывает о кризисе самоидентификации, проблемах национальных меньшинств и прочих очень важных для фестивальной публики вещах.
Реж. Ёсихару Асино
То, о чем мы мечтали в детстве, но никогда не решались произнести: Валя Котик и Марат Казей против зомби-нацистов! „Первый отряд“ — аниме про советских пионеров-героев (мертвых), сделанное словно назло писателям Масодову и Пепперштейну. Сюжет вкратце такой: „Аненербе“ вытаскивает из-подо льда Чудского озера псов-рыцарей, советская разведка мобилизует с того света павших детей. Катаны и гигантские боевые роботы присутствуют! Солнце взойдет!
„Роскошная жизнь“ (Lymelife)
Реж. Дерик Мартини
Традиционно приятная часть программы ММКФ — всякое неголливудское инди-кино о тихом ужасе „одноэтажной Америки“. Сюжет „Роскошнщй жизни“, как обычно в таких случаях, выстроен вокруг неидеальных семей и запутанных отношений (если вы любите пожестче и попсихологичней, можете посмотреть еще „Рейчел выходит замуж“). Здесь страдания обывателя, которого укусил инфицированный лаймобореллиозом клещ (бедняге также наставляет рога жена), уравновешиваются изрядной долей черного юмора, дурацкими костюмами и культом „Звездных войн“ (дело происходит в 1970-х). А помимо того — приличной игрой малолетних актеров: Эммы Робертс (тут девушка полностью реабилитировалась за „Отель для собак“) и Рори Калкина (самый приятный из всех Калкиных).
“Мода (Fashion)„
Режиссер: Мадхур Бхандаркар
Индийский „Глянец“, то есть дичь в квадрате! Смотрите и чувствуйте себя как дома.
“Луна (Moon)»
Реж. Данкан Джонс
Еще одно камерное американское кино, уменьшенная до минимума версия «Соляриса» (хотя американские критики считают, что это больше похоже на Рея Бредбери). Режиссерский дебют Данкана Джонса (первый сын Дэвида Боуи) — это моноспектакль Сэма Рокуэлла, который играет смотрителя лунной шахты (его тоже зовут Сэм), у которого кончается его трехгодичная вахта. Скоро вроде бы домой — но тут герой обнаруживает, что на станции живет и другой Сэм (его играет тоже Рокуэлл). И кто из них настоящий — этот или тот — это еще вопрос. Тут и начинается космический саспенс.