Степи, волки, рэкетиры: 10 отличных фильмов из Казахстана
Казахстанский кинематограф, яркий и самобытный, завоевавший доверие киноманов во всем мире, имеет богатую историю, которая тянется еще с самого возникновения СССР. В Советском Союзе студия «Казахфильм» имела непререкаемый авторитет: там вышли такие шедевры, как «Амангельды», «Земля отцов» и «Транссибирский экспресс». Time Out вспоминает десять колоритных современных казахских картин, которые скрасят длинные карантинные вечера.
Киллер (1998, реж. Дарежан Омирбаев)
Вернувшись из армии, Марат устраивается работать водителем. Став виновником ДТП, он «влетает на бабки»: местные криминальные авторитеты, чья иномарка разбилась по его вине, накладывают на него огромный долг. Чтобы раздобыть денег и покрыть хотя бы часть суммы, герой соглашается на заказное убийство — в этом ему на руку играет армейская служба. Но, перейдя черту, отделяющую обычного человека от убийцы, он постепенно теряет здравомыслие и привычный облик.
Эта экзистенциальная драма, четкая и прозрачная, без лишних коннотаций, разворачивается как нео-нуар, хотя и не строго следует канонам. Хичкоковский саспенс сочетается с проблемами бытия в духе кинематографа Робера Брессона и нигилизмом Нагисы Осимы. Вдобавок ко всему это кино изобличает капитализм с его пренебрежением к человеческой жизни: главный герой на наших глазах, задавленный обстоятельствами, трансформируется в жестокого садиста. Фильм получил главный приз программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и нанес Казахстан на карту мирового кино.
Рэкетир (2007, реж. Ахан Сатаев)
Откровенный рассказ человека, чья зрелость пришла на 90-е годы. После распада СССР Саян, молодой боксер, безрезультатно пытающийся найти хоть какую-то работу, решает стать бандитом и попадает в криминальную группировку, занимающуюся «крышеванием». Войдя в преступный мир, он быстро поднимается благодаря напористости и наглости, но постепенно на его место начинают претендовать и другие люди.
Отличный пример успешного проекта, который стал настоящим прорывом в истории казахского кино: до этого фильма национальный кинематограф не мог похвастаться хоть какими-то сборами и прозябал в коммерческой нищете. «Рэкетир» удачно сыграл на моде на 90-е, запущенной «Бумером», который неплохо прошел и в странах СНГ — недаром в фильме Сатаева даже снялся Владимир Вдовиченков, один из актеров фильма Петра Буслова. А казахская картина собрала более одного миллиона долларов — невероятный результат по меркам того времени, — а также получила сиквел в 2015 году (который, конечно, был не так хорош).
Мустафа Шокай (2008, реж. Сатыбалды Нарымбетов)
Байопик о жизни знаменитого борца за права народов Средней Азии, основателя Туркестанской автономии, борца за независимость Туркестана, эмигрировавшего в Европу и продолжившего там свою деятельность. Его обвиняли в пособничестве нацистам, сам он всей душой ненавидел СССР и тоталитарную власть, был знаком с Владимиром Набоковым и пытался вызволять пленников ГУЛАГов. Нацисты предлагали ему возглавить специальный отряд тюркских народов, воевавших против советских войск, но он отказался — потому что ему было чуждо насилие.
Масштабный исторический фильм о «среднеазиатском Махатме Ганди», как его называют некоторые историки. Шокай был значимой фигурой русской революции — точнее, ее главным врагом: одинаково осуждая как белых, так и красных, он стал символом свободы для любого человека из Средней Азии. В фильме он представлен фигурой неоднозначной, не лишенной изъянов, каким он был и в жизни, — и показано, как он боролся с собственным несовершенством, признавая его и оттеняя, таким образом, страшные события первой половины XX века. Роль Мустафы блестяще исполнил Азиз Бейшеналиев — сын звезды советского кинематографа Болота Бейшеналиева.
Тюльпан (2008, реж. Сергей Дворцевой)
Веселый и искренний парень Асхат недавно дембельнулся из армии. Он любит жизнь, любит степь и свою страну, любит своих родителей и близких, и, конечно, очень любит овец и мечтает стать лучшим в мире чабаном (то есть пастухом). Одна проблема — он также любит Тюльпан, единственную на всю округу девушку, которую хотят все и которая, кажется, не достанется никому. А женитьба — главное условие, чтобы Асхат получил свою отару…
Знаменитый документалист Дворцевой родом из России, но ассоциируют его именно с казахстанским кинематографом — не в последнюю очередь именно за этот фильм, который принес ему главную награду «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля. К своему игровому дебюту он подошел с богатым знанием о жизни людей степей: Казахстан в «Тюльпане» страна как невероятно красивая, так и местами совершенно неказистая. На фоне общего нехитрого быта обитателей степи особенно ярко наблюдать за по-своему смешными и наивными стараниями Асхата добиться любви прекрасной Тюльпан. Но это не мелодрама — любителей красивого кино отпугнет как минимум невероятная реалистичность фильма, например, сцена настоящих родов овцы, запечатленная во всех подробностях.
Старик (Shal, 2012, реж. Ермек Турсунов)
Однажды к старому Касыму, живущему с внуком и невесткой, приезжают люди на джипе и спрашивают, где бы им поохотиться на волков. Впечатленный их снаряжением, он дает им советы, как опытный знаток степи. Потом он поймет, какую ошибку совершил — оказалось, молодые люди убивают волчат, что приводит зверей в ярость. Ее познает на себе именно шал (так называют в Казахстане старых и мудрых людей), когда, заблудившись в тумане с отарой овец, обнаружит себя в ловушке, которую устроили ему и его стаду волки, жаждущие человеческой крови.
Сюжет перекликается с романом «Плаха» Чингиза Айтматова, и это не случайно: и тут, и там речь о балансе между миром людей и миром природы, который необходимо соблюдать любому живому существу. Простое, но при этом очень мудрое и невероятно зрелищное кино, с которого можно начинать знакомство с казахским кинематографом. Единственное, стоит быть готовым к тому, что фильм проверит на прочность ваши нервы: Алехандро Гонсалес Инъяритту наверняка видел этот фильм и держал его в голове, когда снимал своего «Выжившего», ведь местами натуралистичность «Старика» просто зашкаливает. Прекрасный фильм о схватке между человеком и дикой природой.
Уроки гармонии (Harmony Lessons, 2013, реж. Эмир Байгазин)
Тринадцатилетний Аслан мечтает быть настоящим мужчиной, чтобы им гордилась его бабушка, одноклассники, да и он сам. Но жизнь вносит свои коррективы: оказавшись униженным на медосмотре в школе, он становится предметом насмешек со стороны жестоких детей. Теперь перед ним стоит сложный выбор: остаться чистым и искренним в своем непротивлении злу, либо все-таки воспротивиться и дать отпор злу, а значит — впустить его в свое сердце.
Дебют 28-летнего Эмира Байгазина покорил публику Берлинского кинофестиваля, впервые в истории принявшего в основную программу фильм из Казахстана. Картина получила два не слишком значительных приза, но собрала едва ли не лучшие отзывы критиков и зрителей: в истории мальчика, оказавшегося в непростом положении в этой большой, но такой незнакомой большинству европейцев стране, каждый увидел что-то свое. Для кого-то это социальная драма о проблемах Казахстана — бедность, социальное неравенство и коррумпированность. Для кого-то — история о битве добра и зла в неокрепшем характере подростка. А для кого-то — просто горькая правда: начинается фильм, например, со сцены, как Аслан спокойно и без колебаний перерезает горло барану. Отвернуться? Но ведь это жизнь.
Келинка Сабина (2014, реж. Нуртас Адамбай)
Сабина — красивая, но разбитная и не знающая меры девушка из Алма-Аты. Ее стихия — модные бренды, ночные клубы и успех. Она мечтает выйти замуж за арабского принца и улететь с ним в Эмираты. Но обстоятельства складываются так, что вместо Дубая она попадает в типичный казахский аул и становится келин — по-нашему, классической домохозяйкой. Девушку такой расклад, конечно, не устраивает, и она решает как можно быстрее сбежать от новых родственников, но обнаруживает, что сельская жизнь по-своему прекрасна и романтична.
Редкий представитель поджанра «деревенская комедия», который вполне устроит и горожанина среднего класса, и простодушного сельчанина. «Келинка Сабина», во-первых, переосмысливает термин «келин», который в лексиконе народов Средней Азии имеет скорее негативный контекст вроде «баба у плиты», и делает это довольно неожиданным образом: Сабину играет… режиссер фильма Нуртас Аламбай, мужчина. Во-вторых, это действительно смешное кино, родившееся из скетча на шоу «Наша Казаша», казахской версии «Нашей Раши», но, в отличие от него, уважительно относится к своему зрителю и объектам, над которыми смеются создатели.
Дорога к матери (2016, реж. Акан Сатаев)
Мальчик Ильяс рано был разлучен с матерью. Фильм охватывает продолжительный период истории Казахстана с 1921 по 1960 год — за это время герой становится свидетелем наиболее значимых событий в истории страны и параллельно двигается навстречу матери, надеясь однажды ее найти. А мать с его подругой детства в это время также ищут Ильяса, наблюдая, как страна, к которой они привыкли, меняется у них на глазах.
Успех дебютного «Рэкетира» сделал Сатаева самым значимым режиссером страны: он умудрился даже заманить Винни Джонса, звезду фильмов Гая Ричи, в свой фильм «Ликвидатор». Но самой значимой картиной в его карьере, по нашему мнению, стала именно эта историческая драма, своеобразный байопик поколения людей, заставших воцарение советской власти, джут (голодомор в Казахстане в 30-х), последствия коллективизации и другие события. События запечатлеваются, безусловно, вскользь, но для режиссера важнее показать, как история влияет на человеческие жизни, перемалывая их в своих жерновах.
Тренинг личностного роста (2018, реж. Фархат Шарипов)
Канат — работник банка, живущий максимально классической и стереотипной жизнью офисного клерка: дом–работа–дом, серые будни, полные бесполезных поручений, отсутствие перспектив и больная мать, с которой никакой личной жизни. Однажды его отправляют на тренинг, чтобы тот немного набрался менеджерских качеств. Там он встречает друга детства, ныне — состоятельного бизнесмена, который планирует разорить банк, в котором работает главный герой. Он обещает устроить «кореша» по блату на новое место, да еще и за просто так. Что-то здесь явно не так.
Получивший главный приз на прошлогоднем ММКФ, дебютный фильм Фархата Шарипова всколыхнул фестивальную публику еще раньше: его называли «лучшим казахстанским фильмом о современности» и «универсальным кино для каждого человека». Но, пожалуй, все это громковато и как раз вполне соответствует высоким эпитетам, которыми раскидываются коучи на тех самых тренингах личностного роста, после одного из которых жизнь героя вместо улучшения начинает стремительно нестись под откос. Это кино о скромности и приземленности — о том, что счастье никогда не достается даром, если за ним не скрыто большое зло.
Ласковое безразличие мира (2018, реж. Адильхан Ержанов)
Салтанат и Куандык влюблены друг в друга. Но бедная жизнь в селе, откуда они родом, разводит их: девушку отправляют в город с намерением сделать наложницей партнера ее богатого дяди. Возлюбленный уезжает вслед за ней и вытаскивает ее из круговорота порочных денег: вместе они снимают, кажется, самую маленькую и неказистую комнату и живут в ней. Правда, недолго и не слишком счастливо: недовольный таким решением дядя решает добиться своего во что бы то ни стало, пусть даже самыми грязными и жестокими методами.
Ержанов у себя на родине считается эдаким «казахстанским Пон Чжун Хо»: его фильмы нарасхват на мировых кинофестивалях, а в Каннах, где впервые был показан этот фильм с цитатой из «Постороннего» Камю в названии, Адильхан уже успел ранее побывать с комедией «Хозяева». «Ласковое безразличие мира» в очередной раз доказывает прописную истину, что зло в мире будет всегда, а хорошим людям обязательно от него будет плохо, что, впрочем, всегда останется лишним поводом с этим злом бороться. Фильм был представлен в рамках программы «Особый взгляд», и это уже третья подобная картина из Казахстана в нашем списке. Будьте, как французы, — интересуйтесь казахским кино!