Феминистка, глобалистка, красавица: Эволюция образов Эммы Уотсон
«Гарри Поттер и философский камень», 2001
Harry Potter and the Sorcerer’s Stone
Первым делом зрители саги о Мальчике-который-выжил обвинили Эмму Уотсон… в краже внимания зрителя. Потому что ну нельзя было быть такой классной! Утвержденная на эту роль самой Дж. К. Роулинг, она сочетала в себе качества полуволшебницы и полумагла, будучи одновременно и умно-занудной, и невероятно интересной и веселой. Она ведь не только была девочкой, которая первой научила при помощи палочки с невероятным изяществом поднимать перо (вспомните: «ЛевиОса, а не ЛевиосА!»), но еще и оказалась ключевым звеном в решении головоломок. Остроумная и обаятельная даже в свои юные годы, она порой перетягивала одеяло на себя: Поттер и Уизли еще не успели стать такими крутыми, какими будут впоследствии.
«Гарри Поттер и Тайная комната», 2002
Harry Potter and the Chamber of Secrets
Второй фильм делался по горячим следам, чтобы актеры не успели перерасти свои роли, но они их все-таки переросли — в профессиональном плане. Если в первой части Гермиона производила впечатление очаровательной, но несколько переигрывающей характерной актрисы, то в «Тайной комнате» она обрела человеческие черты: стала более уравновешенной, но сохранила свой легкий чарующий снобизм. Она вновь палочка-выручалочка для Поттера: например, именно она сообщает, что он змееуст.
Как и раньше, если Гарри и Рон просто «плывут по течению», у нее всегда в запасе разработанный план. Кстати, недаром в интервью до премьеры фильма ее начали спрашивать о том, возможен ли у Гермионы роман с Гарри или Роном: Уотсон чудесным образом стала гораздо взрослее и интереснее.
«Гарри Поттер и узник Азкабана», 2004
Harry Potter and the Prisoner of Azkaban
Наконец-то Гарри Поттер вырос, и Гермиона перестала быть ему «мамочкой» — впрочем, сокрушительный удар по вредной физиономии Драко Малфоя в итоге нанесла она, а не Мальчик-который-выжил. Благодаря умному Альфонсо Куарону, тяготеющему к реалистичности, третья часть, а вслед за ней и Гермиона стали еще более человечными. Она ранима, она перестала быть непрошибаемой скалой (вспомните нереалистичную сцену, где она в первой части плачет в туалете без слез — больше такого не повторится). Да и вообще она похожа на классического подростка, пережившего переходный возраст и теперь пытающегося справиться с принципиально новым ощущением себя.
Режиссер: Альфонсо Куарон
Кстати, Куарон сам признавался, что Уотсон была единственной, кому он давал полную свободу в выборе поведения ее героини. Романтический флер над ней сгущается, как в сцене в Хогсмиде: Уотсон перестает быть ребенком, появляется легкий эротизм.
«Гарри Поттер и Кубок огня», 2005
Harry Potter and the Goblet of Fire
Окончательный переход Эммы Уотсон-девочки к Эмме Уотсон-девушке: недаром Рон Уизли нервно сглотнул, когда она появилась на балу в пышном бальном платье. В то время, как Дэниэла Рэдклиффа продолжали критиковать за некоторую «деревянность», Гермиона продолжала расти и становиться похожей на взрослого и настоящего человека. За это некоторые даже критиковали четвертую часть: мол, она слишком реалистична. Но ведь герои должны взрослеть вместе со зрителем, не так ли? Кстати, именно в этот момент Эмма стала своеобразной законодательницей моды среди британской молодежи и даже появилась на обложке журнала Teen Vogue как самая молодая героиня в истории издания (в 15 лет!).
«Гарри Поттер и Дары Смерти», 2010 и 2011
Harry Potter and the Deathly Hallows
Начиная с пятой части вселенная Гарри Поттера стала заметно «мрачнеть»: даже обаятельный, но корявый Рэдклифф повзрослел и стал гораздо брутальнее и серьезнее. Что уж говорить о локомотиве «взрослости» Гермионе: к финалу саги она стала попросту чувственнее и сексуальнее, осознаннее, фирменная заносчивость уступила место рациональности и здравомыслию, ведь на кону уже судьба всего мира. Начиная с первой части «Даров смерти», Уотсон заявляла, что образ Грейнджер сковывает ее и мешает ей развиваться, ведь она буквально «живет» своим персонажем каждый день.
Но внутренний стержень актрисы позволил ей доиграть эту роль до конца и превратить ее из спутницы Гарри Поттера в самостоятельного персонажа.
«7 дней и ночей с Мэрилин», 2011
My Week with Marilyn
После окончания съемок в Гарри Поттере Уотсон не стала с разбегу нырять в новую гавань больших проектов, как, кстати, и ее коллеги по съемочной площадке Рэдклифф и Гринт, а начала с маленьких ролей в небольших фильмах. Роль гардеробщицы Люси из свиты Мэрилин Монро в этой драме-байопике стала робкой и аккуратной пробой пера, но показала, что Уотсон вполне может сосуществовать с другими, более крупными мастерами актерской стези вроде Мишель Уильямс, Кеннета Браны и Джуди Денч.
Режиссер: Саймон Кертис
В ролях: Мишель Уильямс, Эдди Редмэйн, Джулия Ормонд, Кеннет Брана, Пип Торренс
Параллельно с этим она пыталась всячески разрушить свой образ Гермионы Грейнджер: например, состригла свои шикарные волосы под прическу «пикси», став похожей на другую бунтарку-разрушительницу образов «попсового» прошлого — Кристен Стюарт.
«Хорошо быть тихоней», 2012
The Perks of Being a Wallflower
Первая выдающаяся роль после «Гарри Поттера» у Эммы была в этой молодежной драмеди про парня по имени Чарли, который пытается разобраться в себе в условиях нового и чуждого ему взрослого мира. Она сыграла Сэм — девушку (то нынешнюю, то бывшую) нового друга главного героя, которая становится предметом воздыханий Чарли и его смыслом жизни. Несмотря на с виду банальную завязку, фильм Чбоски очень хорошо показывает, как работают социальные механизмы в молодежной среде, и Уотсон сыграла одну из своих лучших ролей: амбивалентную бунтарку, которая не может решиться, какой выбор сделать между верностью и личным счастьем. Уж ей ли после дружбы с двумя парнями не знать о том, как это бывает непросто!
Режиссер: Стивен Чбоски
В ролях: Логан Лерман, Эмма Уотсон, Эзра Миллер
«Колония Дигнидад», 2015
Colonia
Если в реальной жизни Уотсон до 2014 года, прежде чем стать послом доброй воли ООН и убежденной феминисткой, вела почти панкующий образ жизни (даже снялась в клипе рок-группы One Night Only), то в кинокарьере она всегда была очень разборчивой и тщательно выбирала роли: ей, по сути, не повезло лишь раз, когда она снялась в «Затмении» Алехандро Аменабара. Зато в фильме Галленбергера она проявила весь спектр своих драматических талантов, более чем достоверно сыграв журналистку Лену, приехавшую в Чили для спасения своего парня из неонацистской коммуны.
Режиссер: Флориан Галленбергер
В ролях: Эмма Уотсон, Даниэль Брюль, Микаэл Нюквист, Риченда Кэри
Сам фильм получил уничижительно низкие отзывы, но Уотсон более чем убедительна: она воплощает в себе одновременно смелость и чувственность, рациональность и решительность, и при этом не выглядит гипертрофированно феминистическим кивком в сторону общественной деятельности актрисы.
«Красавица и чудовище», 2017
Beauty and the Beast
Уотсон определенно влиятельна в свои более чем молодые годы: до поры до времени она, понимая, какой флер за собой могут оставить съемки в блокбастерах, не лезла на рожон и предпочитала небольшие авторские проекты, но, подписавшись на съемки в диснеевский сказочный эпик, решила играть по-крупному. Ее Белль — красивая принцесса, но не та, к каким мы привыкли в мультфильмах компании, а, что называется «сильная и независимая»: она не превращается в переходящий кубок между Чудовищем, Гастоном и ее отцом, а позволяет себе решать самостоятельно, какой будет ее судьба.
Режиссер: Билл Кондон
В ролях: Эмма Уотсон, Дэн Стивенс, Люк Эванс
Все эти метаморфозы были инициированы самой Уотсон, которой надоели образы красавиц, не властных над своей участью. Возможно, поэтому фильм не имел такого оглушительного «сарафана», как другие проекты студии, но свой след в истории Эмма этим образом точно оставила.
«Маленькие женщины», 2019
Little Women
Ну как главная феминистка-режиссерка Голливуда, талантливая и умная Грета Гервиг, могла позвать кого-то еще на роль Мег в экранизации Луизы Мэй Олкотт, если не самую известную актрису-феминистку в мире? Впрочем, могла: Уотсон заменила собой другую Эмму — Стоун, которая выбыла из проекта из-за занятости. Сейчас, правда, трудно представить кого-то еще в этой роли: красивая и решительная Мег, которая не плывет по течению мужского влияния, а самостоятельно строит свою жизнь, сыграна ею просто идеально. Это, возможно, самый яркий персонаж фильма после Джо в исполнении еще одного символа «разумного феминизма» в кино — Сирши Ронан.
Режиссер: Грета Гервиг
В ролях: Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен, Лора Дерн, Тимоти Шаламе
Вместе они создают дуэт сестер, которые становятся двигателем этой истории об эмансипации женщин в обществе. А Уотсон окончательно избавляется от образа Гермионы Грейнджер, и доказывает, что она — талантливая и многоплановая актриса.