10 лучших памятников Москвы

10 лучших памятников Москвы

Анна Балуева   18 апреля 2023
8 мин
10 лучших памятников Москвы

18 апреля отмечается Международный день памятников. В Москве около тысячи монументов, посвященных историческим личностям или событиям, но по-настоящему удачны, мягко скажем, далеко не все. Time Out вспоминает разговор с архитектором Николаем Лызловым о том, почему именно эти памятники город не то что не портят, как многие другие, а, наоборот, украшают.


Памятник Дзержинскому

Установлен в 1958 году напротив главного здания НКВД. Вес без постамента — 11 тонн. Авторы — Евгений Вучетич и Григорий Захаров. В августе 1991 года памятник был повален с постамента. Теперь стоит в «Музеоне».

Николай Лызлов: «Сейчас скажу совершенно крамольную вещь. Мне дико не хватает памятника Дзержинскому на его прежнем месте, на Лубянской площади. И не по политическим мотивам, а потому что в Москве не было памятника, так идеально спропорционированного с площадью, сочетающего и скульптурный подвиг, и архитектурный шедевр. Никакая елка, которую ставят на этой круглой площади, и никакой фонтан его не заменят. Конечно, снесение этого монумента было страшным варварством. Злодей был? Но в стране огромное количество злодеев, кому ставили памятники. Хорошо, что Дзержинского не переплавили, не разрушили — надеюсь, что рано или поздно памятник Железному Феликсу вытащат из кустов парка “Музеон” и вернут на место. Ничего лучше придумать для этой площади все равно нельзя. В Питере тоже есть такой ссыльный памятник — Александру III. Он лет 50 простоял во дворе Русского музея, а сейчас вернулся на свое место на набережную Невы.

Хороший памятник никогда не раздражает, его воспринимаешь как нечто должное. Ловушка в том, что к хорошему памятнику быстро привыкаешь, он становится тебе родным, и его поэтому так же трудно оценить, как красоту родителей. А плохие памятники сразу замечаешь — они неприятны и даже бесят. Меня вот так страшно беспокоит памятник Жукову перед Историческим музеем. Он откровенно плохой. В нем все плохо — и лошадь, и всадник. О Петре I мне даже и говорить не хочется. Пришлось свыкнуться с ним, как со здоровой занозой или больным зубом, который и вылечить нельзя, и удалить. И почему-то мне кажется, что поставленные в недавнее время памятники не так удачны, как те, что стоят давно. Они воспринимаются как хирургическое вмешательство. Без хорошего памятника нельзя представить место, где он находится. Если легко можно представить — значит, памятник плохой или стоит не на месте».


Памятник Воровскому

Установлен на площади Воровского перед домом № 21 по Кузнецкому мосту 11 мая 1924 года, в годовщину убийства Воровского. Автор — Янкель Кац, близкий друг Воровского, запечатлел дипломата в тот момент, когда тому в затылок попадает пуля. Но некоторые шутники обзывают скульптуру памятником радикулиту и вообще курьезом.

Николай Лызлов: «Я ужасно люблю со студенческих времен памятник Воровскому, он жутко глумливый. Такой смешной дядька в каком-то обвислом костюме, в какой-то нелепой позе, что-то такое изображает. И он при этом очень хорош. Без него там, на этой маленькой площади, было бы все не то».


Памятник Пушкину

Был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (сейчас Пушкинская) в июне 1880 года. В 1950 году памятник переместили на противоположную сторону площади, где и находится до сих пор. Автор — Александр Опекушин.

Николай Лызлов: «При самом слове “памятник” в мозгу сразу возникает эта скульптура, к которой мы все ужасно привыкли. У нас вообще очень хорошие памятники литераторам. Мы ими можем гордиться не меньше, чем русской литературой. Пушкин стоит очень спокойно, он такой родной, что надо как-то абстрагироваться для того, чтобы его оценить. В нем прекрасно все — и сама скульптура, и постамент, и пропорции, и сегодняшнее место. Он, бесспорно, номер один. Невозможно представить Пушкинскую площадь без памятника Пушкину».


Памятник Тимирязеву

Установлен на Тверском бульваре у Никитских ворот в 1923 году. Авторы — Сергей Меркуров и Дмитрий Осипов. От взрыва во время войны на монументе остались выбоины.

Николай Лызлов: «Это конструктивистский монумент, таких в Москве осталось очень мало. И хотя он, может быть, немного странный, но мне он очень нравится. Тимирязев изображен в длинной старинной мантии доктора Кембриджского университета, и от этого он выглядит очень спокойным, даже статичным».


Памятник Карлу Марксу

Стоит на Театральной площади с октября 1961 года. Авторы — Лев Кербель и Рубен Бегунц. Весит 160 тонн, потому что сделан из цельной гранитной глыбы.

Николай Лызлов: «Он очень хорошо спропорционирован. Не очень большой, но тем не менее держит достаточно большое пространство вокруг себя. Прекрасно его расположение — визави с Большим театром, и этот контекст тут так же важен, как и скульптурная составляющая. Маркса делал мой учитель Бегунц. Так вот, Рубен Алексеевич писал, что надо вставить Марксу в голову гвозди. Зачем? А чтобы голуби не садились и не гадили. Этот памятник — брошка города. Можно ходить ведь и без брошки, но будет уже не так интересно. Кстати, Раневская называла монумент Марксу «холодильником с бородой».



Памятник Грибоедову

Установлен на Чистых прудах в 1959 году, к 130-летней годовщине смерти писателя. Место было выбрано не случайно: Грибоедов жил рядом, в доме № 42 по Мясницкой улице.

Николай Лызлов: «Прекрасен, задумчив и элегантен. Этот памятник легче всего оценить, сравнив его мысленно, например, с Шолоховым, плохо сидящим в лодке в окружении лошадиных голов на Гоголевском бульваре. И вдруг как-то сразу становится ясно, что хороший памятник не должен слишком выделяться, выпадать из контекста, и у него должна быть внятная концепция. Памятники историческим личностям хороши статичные — это как бы застывшее время. Лишняя динамика часто вредит».


Памятник Минину и Пожарскому

Два предводителя народного ополчения обосновались на Красной площади с весны 1818 года, они сделаны из латуни и меди, а деньги на их изготовление собирали по всей России. Автор — Иван Мартос. В 1931 году памятник переместили с середины площади поближе к собору Василия Блаженного, чтобы не мешал парадам.

Николай Лызлов: «Памятник очень хорош своей артистичностью и даже театральностью. Хотя здесь персонажи в довольно динамичных позах, но это не вызывает напряжения. Это как хорошо разыгранная актерская сцена — один так выразительно рукой показывает, другой сидит задумчиво».


Рабочий и колхозница

Символ советской эпохи авторства Веры Мухиной и Бориса Иофана (о нем часто забывают) создан в 1937 году из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн. Возле ВДНХ он установлен в 1939 году.

Николай Лызлов: «Это совершенно потрясающая скульптура на уровне Родена, вошедшая во все московские мифы. Там все хорошо — и сама скульптура, и как она поднята, и как она стоит. Она вся про движение, про ветер, про динамику. Очень бодрящий монумент. Его видно издалека. В районе ВДНХ несколько высотных элементов: Останкинская башня, Рабочий и колхозница, ракета на памятнике покорителям космоса и несколько левее совершенно чудный стеклянный купол павильона “Космос”. Четыре кита. Все это укладывается в единую гармоничную картину модерна, энергии и устремленности».


Памятник покорителям космоса

Воздвигнут в 1964 году возле главного входа на ВДНХ, в конце Аллеи Космонавтов. В стилобате монумента в 1981 году был открыт Мемориальный музей космонавтики. Обелиск облицован титановыми панелями, его высота — 107 метров. Авторы: архитекторы Колчин, Барщ, инженер Щипакин, скульптор Файдыш-Крандиевский.

Николай Лызлов: «Знаменитая ракета, при упоминании которой все тут же начинают шутить про фрейдистский символ. Ну так у нас любой монумент советской эпохи — немножко фрейдистский символ».


Памятник Гагарину

Установлен 4 июля 1980 года на Ленинском проспекте, на площади Гагарина. Автор – Павел Бондаренко. Сделан из титана, из 238-ми литых сегментов. Высота памятника — 42,5 м, вес — 12 тонн. Одно только лицо космонавта весит 300 кг.

Николай Лызлов: «Идеальный совершенно памятник, и один из любимых. Киборг, стремящийся в полет. Очень романтический и харизматичный, если так можно сказать про памятник. А то, что он немножко похож на супермена, делает его еще интереснее. И он тоже вполне себе статичный и архитектурный. Шарик внизу добавляет шарма композиции. Гагарин хорошо устроился на этой площади. У него там какая-то своя личная жизнь происходит – в фильме “Последняя сказка Риты” Рената Литвинова рассказывает, как один раз в году, ночью Гагарин поднимает руки».