10 лет жизни. Что случилось в Москве в 2012 году
У человеческой памяти есть интересная способность — воспринимать настоящее в негативном ключе, а потом, когда оно станет прошлым, вздыхать о прекрасных временах. На самом деле истина, конечно, посередине, хотя последний год десятых явно не задался. Time Out продолжает серию материалов о том, как время меняло Москву последние 10 лет, какие катаклизмы происходили в столице, как воспринимались перемены тогда и чем они стали для города сейчас.
Оккупай Абай и гайд-парки
Оппозиционные митинги сотрясали Москву с зимы, к весне протестное движение активизировалось.
После «марша миллионов» по Большой Якиманке, после драки с полицией на Болотной площади начались «народные гуляния» — на Манежной, на Никитском, на Патриарших. 9 мая на Чистопрудном протестующие разбили целый лагерь.
Эта акция получила название «Оккупай Абай» — и собственно, так вся Россия выяснила, что был такой казахский поэт Абай Кунанбаев и в Москве ему поставлен памятник.
Лагерь продержался целую неделю. Там было несколько тысяч москвичей, которые требовали новых парламентских выборов (на недавно прошедших выборах в Госдуму были массовые нарушения) и честных выборов президента (Владимир Путин избрался в марте третий раз — теперь на 6 лет). У Абая издавали собственную газету, постоянно подвозили еду, соблюдали чистоту и, когда полиция вывезла с Чистопрудного все биотуалеты – там быстро появились новые. Было понятно, что рано или поздно полиция зачистит территорию — но это случилось только утром 16 мая.
На этом фоне власти заговорили о необходимости создания специальных площадок, где граждане смогут собираться на согласованные митинги, не нарушая работу городской инфраструктуры. Голосование проводили в интернете, на выбор предлагая горожанам четыре площадки: Зарядье, Болотная площадь, парк Горького и Сокольники. Большинство проголосовало за Зарядье и Болотную. Власти обустроили площадки в Сокольниках и парке Горького. Собственно, уже этим было все сказано.
Через год после открытия гайд-парк в Сокольниках начал принимать заявки на проведение корпоративов и детских праздников. Спустя 8 лет в России Владимир Путин не только президент России, но и готовится к обнулению предыдущих сроков, чтобы иметь возможность избираться дальше. Согласно опросам, большинство жителей Москвы готово отказаться от всех своих прав на время эпидемии коронавируса.
Платные парковки
По сути дела, это был новый этап борьбы с московскими пробками. В 2011 году никто не знал даже, какое количество парковочных мест существует в столице — по этому поводу пришлось проводить специальное исследование. Зато было очевидно, что запаркованные где попало машины здорово затрудняют проезд по центру города, который и без того не может похвастаться шириной улиц. В часы пик город стабильно набирал 9-10 баллов и вставал наглухо.
Было два варианта: либо платная парковка, либо платный въезд в центр. Мэрия выбрала первое.
В ноябре 2012 года на Петровке и Каретном ряду были открыты первые платные парковки с тарифом 50 рублей в час.
Эта мера, мягко говоря, не нашла поддержки среди горожан. Город разделился на тех, кто доказывал мудрость власти — и тех, кто доказывал ее сребролюбие. Мэрия успокаивала — мол, мера временная, ради сокращения пробок. К концу года выяснилось, что скорость движения в центре выросла, время стоянки сократилось больше чем в половину, а число запаркованных в районе автомобилей — на четверть. В мэрии выдохнули и ввели платные парковки в пределах Бульварного кольца.
С тех пор эта система в Москве только расширяется и дорожает. Сейчас цена парковки составляет от 80 до 380 рублей в час на наиболее загруженных улицах. Есть специальное приложение для оплаты, есть абонементы, льготы и штрафы. Конечно же, каждая новая парковка вводится «по просьбам жителей» — хотя противников системы в городе не стало меньше.
Война с ларьками
Как и битва с рекламными баннерами, она была направлена на улучшение облика города. Москва после Лужкова представляла собой некое подобие восточного базара: разномастные ларьки торчали на каждом углу и отнюдь не улучшали архитектурный облик столицы.
В 2012 году крестовый поход Сергея Собянина против уличной торговли достиг, как тогда думали, пика. От ларьков был очищен весь центр города — остановки, станции метро, привокзальные площади, парки. Не сказать, чтобы эта деятельность всеми одобрялась. Москвичи плакали по местам, где можно было купить какие-нибудь особенно вкусные булки. К тому же возникала масса вопросов насчет того, может ли мэрия требовать сноса объектов, на которые вообще-то были и права собственности, и разрешения… Но закрытая на реконструкцию «Лужа» намекала: власть будет действовать железной рукой и дальше.
К концу года в Москве погибли 18 стихийных рынков. Из 14 тысяч торговых палаток осталось 8,5 тысяч. Особенно всех порадовала инициатива казаков: они клятвенно пообещали бороться и с неправильно паркующимися, и с проклятыми лоточниками. Сравнивали казаки себя при этом с техасскими рейнджерами. До «Ночи длинных ковшей» оставалось четыре года.
О настоящем техасском рейнджере:
Непобедимый чемпион и самый крутой рейнджер Техаса: 15 фактов о Чаке Норрисе
Зеленые облака
Они поплыли над Москвой 26 апреля. Горожане, слегка ошалев от такого зрелища, немедленно впали в панику: по столице поползли слухи о взрыве химзавода в Подольске. «Москву накрывает зеленый пепел!» «Из центра уже эвакуируют людей!». В МЧС заявили, что ничего подобного не было — но сперва, как водится, мало кто поверил. Потом появились лабораторные данные, которые показали наличие в воздухе огромного количества березовой пыльцы.
Весна в 2012 году была странная: наступала долго, но уж когда наступила, то ознаменовалась настоящей жарой, да еще и с сильным ветром. Ольха и береза распустили серьги буквально за сутки — и за эти же сутки ветер поднял вверх пыльцевую взвесь. В ней было все — скамейки, окна, военная техника, следовавшая на репетицию парада. В аптеках резко подскочили продажи противоаллергенных препаратов. Люди чихали и кашляли повсюду. Через трое суток все прекратилось.
Реконструкция парка Горького
Летом 2011 года директором главного парка города стал Сергей Капков. Парк к тому моменту пребывал не в лучшем состоянии и представлял из себя череду старых аттракционов и разбитых дорожек. К тому же туда было нельзя попасть бесплатно. Капков развил бурную активность и разработал программу по реновации до 2018 года. Летом 2012 года, после окончания первого периода работ, парк Горького стало не узнать.
Вот что по этому поводу писал Илья Варламов:
«Парк на самом деле стал очень крутой. Когда меня спрашивают, куда сходить в Москве, я всем рекомендую пойти в парк Горького. Это теперь островок цивилизации. Там можно провести целый день, и развлечения есть для всей семьи. Но самое главное — это люди. Заходя в парк, все становятся милыми, добрыми и вежливыми. Редко где встретишь в одном месте столько приятных и милых людей. Все друг другу улыбаются и не мусорят. Если вам кто-то начнет рассказывать, что в России одно быдло и ничего здесь сделать нельзя, отправьте собеседника в Парк Горького».
Не знаем насчет улыбок, но парк Горького сейчас — действительно одно из лучших мест в Москве: с кинотеатром «Пионер», с катком, который работает до марта, с роскошной набережной и розарием, с катамаранами на прудах и скейт-парком, бесплатным теннисом и лежаками. Тут и правда легко поверить, что Москва — лучший город земли.
Крымский Вал, 9
1 рубль на 49 лет
В 2012 году заработала новая программа мэрии: арендатору отдавали любое историческое здание в Москве за плату в 1 рубль, а он взамен должен был провести там ремонт. Предполагалось, что так удастся спасти огромное количество доходных домов и дворцов, которые вот-вот из памятников архитектуры могли стать утраченными памятниками.
В 2012 году удалось сдать в аренду сразу несколько таких объектов — в том числе городскую усадьбу Морозовых, жилой дом Н. П. Баулина, усадьбу Колесникова-Шаргиных-Сапатиной, дом крестьянина Сысоева…
Пожалуй, на примере последнего результат программы особенно очевиден. На момент сдачи в аренду дом Сысоева, он же «дом с кариатидами», представлял собой руины. Здесь переломали буквально все, включая перегородки с лепниной конца XIX века. Реставрация здания шла год, причем предварительно арендаторы изучили архивные материалы, оплатили научные исследования — и теперь дом №7 в Печатниковом переулке это настоящее украшение города.
То же самое произошло с жилым домом Баулина, у которого не было даже крыши. Проект реконструкции, с учетом состояния здания, делали два года, еще два года шли сами работы. На результат приятно посмотреть.
18+
В феврале все газеты, телевидение и радио вдруг сфокусировались на детских самоубийствах. Оказалось, что по стране идет прямо-таки волна суицидов: за неделю в покончили с собой 10 человек. Материалы выходили пачками, отдохнуть от этой темы было невозможно. Родителей охватила паника: в информационном поле активно педалировали мысль, что они ничего не знают о своих детях, а дети между тем благодаря интернету попадают в деструктивные секты и цепкие лапы ЛГБТ*.
Публикации выходили в течение нескольких месяцев, после чего тема, как по щелчку, исчезла из информационного пространства. Наступило и прошло лето, главной темой которого стало страшное наводнение в Крымске. С 1 сентября вступил в силу многократно раскритикованный экспертами и обществом закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятый в конце 2010 года.
Применение этого закона до сих пор вызывает вопросы. Из Москвы не исчезли баннеры с обнаженкой, а из телевизионного эфира — программы сомнительного нравственного содержания. Зато библиотекарей заставили сортировать школьные книги на предмет крамолы — а это была та еще работа. При расплывчатых формулировках закона различить, чем 6+ отличается от 12+…
В октябре 2019 года Госдума предложила отменить всю маркировку, кроме 18+, потому что только с ней все понятно. До достижения этого возраста в России не полагается знать ничего про суицид, алкоголь, наркотики, курение, секс и неуважение к родителям.
«Новокосино» и неслучившаяся «Оборонная»
Эту станцию планировали аж с 60-х годов прошлого века, проект появился в 2001 году и был забракован, в 2008 году стало известно, что Калининская линия таки станет длиннее на 3,5 километра. Работы хотели закончить быстро, но, как и со многими другими проектами в последние годы правления Лужкова, сильно затянули. Станция была сдана уже при Собянине. 30 августа он торжественно провел президента страны по гулкому светлому тоннелю наконец-то законченной 186-й станции Московского метрополитена.
В тот же год были открыты «Алма-Атинская» с пленочным витражами на вестибюле и суровая черно-белая станция «Пятницкое шоссе». Позже ветераны Москвы предлагали переименовать ее в Оборонную, поскольку именно тут проходила линия обороны Москвы в 1941-42 годах. Но их не услышали.
Строительство новых станций метро медленно, но верно улучшало ситуацию с транспортом в столице. Пробки в 9 из 10 все еще никуда не делись (их победила только эпидемия коронавируса), но передвигаться по городу стало легче. Замена составов на более комфортные, которая началась в том же году, в сочетании с вновь открытыми вестибюлями и завершенным капремонтом на «Парке культуры» подняла численность пассажиров в метро на 5%. И в том же году в вагонах, которые курсировали на «Сокольнической» и «Кольцевой линиях», были установлены отдельные 3G-роутеры, а по стенам тоннеля положили Wi-Fi кабель. Так началась история доступного интернета в поездах метрополитена Москвы.
Вырубка лип в Александровском саду
Чуть ли не самый крупный городской скандал того времени. За две недели прямо под стенами Кремля вырубили 150 деревьев, посаженных в 1947 году. В сети это потом назвали «Московская резня бензопилой», намекая на известный фильм ужасов. Собственно, для большинства горожан это и был хоррор: столицу как только не совершенствовали за прошедшие 20 лет, но уж за буферную зону Кремля-то вроде можно было не беспокоиться!
Объяснялся с общественностью советник управляющего делами президента Виктор Хреков. От него все и узнали, что речь идет не об уничтожении парка. Наоборот — ему хотят вернуть исторический облик, а 60-летние липы пришлось вырубить, потому что они были трухлявые и старые, представляли опасность для окружающих. И конечно же, все было сделано только после консультаций с дендрологами и специалистами по ландшафтному дизайну.
Москвичей это ни грамма не успокоило. Во-первых, на месте старых деревьев были посажены саженцы-десятилетки, и люди сетовали на то, что на своем веку никакого «исторического облика» уже точно не увидят. Во-вторых, власть опять меняла город, не интересуясь мнением тех, кто в нем живет. Хреков в ответ говорил, что опросить всех было невозможно, а Александровский сад представлял собою даже не парк, а какой-то необлагороженный дикий лес, где опасно находиться. Эксперты между тем заявляли, что ничего ужасного с липами не происходило, и вырубать было не нужно.
Несмотря на волну общественного возмущения, вернуть липы было уже невозможно. В саду начались работы, после которых он полностью преобразился — и пожалуй, сейчас выглядит очень неплохо. Только тенистой аллеи там больше нет.
*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено