5 лучших фильмов Джеймса Франко-режиссера

5 лучших фильмов Джеймса Франко-режиссера

Иван Афанасьев   19 апреля 2023
4 мин
5 лучших фильмов Джеймса Франко-режиссера
19 апреля неутомимому Джеймсу Франко исполнилось 45 лет. Творец, актер, поэт, художник, любимец женщин, блистательный на сцене театра и неотразимый по ту сторону экрана. Но мало кто знает, что Франко еще и режиссер, причем чертовски плодовитый — хотя при таком бесперебойном производстве уровень некоторых картин вызывает вопросы. Мы выбрали пять лучших фильмов голливудского человека-оркестра.

«Обезьяна», 2005

The Ape

Началась режиссерская история Франко с нехитрой, но смешной и тонкой комедии про писателя, который надеется выдать на-гора классический роман. Стоит ему сесть за его написание, как рядом с ним появляется сумасшедшая антропоморфная обезьяна, которая не только умеет говорить, но еще и постоянно насмехается над неудачливым литератором.

В ролях: Джеймс Франко, Брайан Лэлли, Эллисон Бибикофф, Стэйси Миллер

Сюжетов про материализовавшихся трикстеров воображения, которые вроде как мешают творческому процессу, а на самом деле подстегивают его еще сильнее, полно — взять хоть «В супе» Александра Рокуэлла. Но фильм Франко хорош еще и тем, что идеально показывает натуру этого пылкого, вечно молодого в душе творца, который, в отличие от многих, не боится, что у него, если вдруг что, классика не получится.

 

«Когда я умирала», 2013

As I Lay Dying

Франко, как истинного интеллектуала, тянет в сторону самых неординарных задач: взяться экранизировать роман, в котором вообще нет речи автора, а все события описываются через внутренние монологи героев, может только безумец — или такой неутомимый творец, как он. Кто-то ругает фильм за то, что его герои, семейство бедных фермеров Бандренов, везущих тело родной матери на похороны в ее родной город, одновременно с этим затягивают в могилу и зрителя, настолько он скучен — но если вы читали текст оригинальной книги, то, посмотрев фильм, поймете, что Франко максимально приблизился к адекватному переводу сложнейшего литературного языка Уильяма Фолкнера на язык кино. Правда, повторить такой трюк со второй экранизацией автора, «Шум и ярость», Джеймсу скорее не удалось.

 

«Дитя божье», 2013

Child of God

Другой любимый писатель Франко, классик «южной готики» Кормак Маккарти («Дорога», «Старикам тут не место»), тоже не был обойден вниманием, причем режиссер взялся за не самый очевидный роман. Драматическая лента о бывшем зэке, безуспешно пытающемся начать новую жизнь на свободе, очень наглядно показывает, что может сделать с людьми тюрьма: попав за решетку по ложному обвинению, Лестер Баллард из мирного гражданина превращается в одичавшего первобытного человека, не брезгующего убийствами, грабежами и даже некрофилией. Франко сам сыграл эпизодическую роль одного из палачей: его персонаж даже присутствует на постере, хотя хронометража ему отведено от силы пара минут.

 

«Горе-творец», 2017

The Disaster Artist

Как режиссер, сам регулярно выпускающий далеко не самые выдающиеся фильмы, Франко прекрасно понимает психологию «худшего режиссера из ныне живущих», Томми Вайсо — а потому фильм о нем и съемках легендарной «Комнаты» в его фильмографии выглядит более чем логично. Это настоящая ода искреннему творчеству, не отягощенному рациональностью и здравым смыслом: Франко — актер-эксцентрик, а потому с удовольствием воплощает на экране и образ лихого режиссера-неудачника, и режиссирует обстановку вокруг него в своей неповторимой творческой манере. Уж кому, как не ему, чьи фильмы до «Горе-творца» постоянно проваливались в прокате, знать о том, что такое сладкий вкус самых лучших неудач!

 

«Зеровилль», 2019

Zeroville

Недооцененный многими, набравший «Золотых малин» и с треском, похлеще, чем любой из других предыдущих фильмов, провалившийся в прокате, «Зеровилль» в очередной раз доказывает, как легко потерять благосклонность публики: после смешного и дружелюбного «Горе-творца» Франко выступил с неожиданной, экспериментальной психоделической сказкой о Голливуде в духе фильмов Терри Гиллиама. Не беремся утверждать наверняка, но ощущение, будто фильм снимался под определенными веществами, не покидает ни на секунду — эдакая ретроспектива старого доброго американского кинематографа, процеженная через призму специфического и отнюдь не безынтересного «гения дурновкусия» Франко.