5 фильмов о том, как не сойти с ума
Сейчас крайне важно не потерять здравомыслие и трезвый рассудок. Но это бывает так сложно в условиях постоянно меняющейся обстановки, когда то, что еще вчера было актуальным, становится пережитком прошлого, а новая информация полностью меняет мир вокруг. Time Out вспомнил пять фильмов, герои которых пытаются уберечь свой разум.
«Газовый свет», 1944
Gaslight

Один из первых образцов фильмов-нуар, за роль в котором Ингрид Бергман заслуженно получила «Оскар». Молодая оперная певица переезжает со своим новым мужем в родной дом в Лондоне, который она покинула после жуткого убийства ее тети в нем. Постепенно реальность вокруг нее становится какой-то странной и ей кажется, что здравомыслие начинает ей изменять. Фильм, который породил термин «газлайтинг», обозначающий психологическое давление на человека, деформирующее его восприятие мира. Один из лучших триллеров в истории, несколько театральный, но по сей день актуальный в качестве руководства по избавлению от токсичных отношений.
Режиссер: Джордж Кьюкор
В ролях: Ингрид Бергман, Шарль Буайе, Джозеф Коттен
«Отвращение», 1965
Repulsion

Молодая девушка (ее играет юная и прекрасная Катрин Денев) живет со своей сестрой, практически не выходя из дома, потому что страшно боится мужчин. Однажды она остается совсем одна, и за ней на улице, как назло, увязывается симпатичный молодой человек. Полански в принципе специализируется на всяческих «ужасах схождения с ума», а «Отвращение» является первой частью его «квартирной трилогии», которая сейчас смотрится особенно злободневно — как и в «Жильце» и «Ребенке Розмари», главная героиня, замкнутая в четырех стенах, постепенно теряет связь с реальностью, а мир вокруг нее пугающе преображается.
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Катрин Денев, Иэн Хендри, Джон Фрейзер
«Телесеть», 1976
Network

Кажется, первый фильм, в полной мере обличивший сумасшествие телевидения. Некогда популярный телеведущий, чьи рейтинги начали быстро падать, срывается на нецензурную лексику, когда выходит в последний эфир перед увольнением, что тут же поднимает просмотры передачи. Продюсеры решают воспользоваться его психозом как средством нарастить аудиторию. Роль теряющего рассудок ведущего новостей принесла Питеру Финчу «Оскар», и более чем заслуженно: кажется, его безумие способно передаваться через экран воздушно-капельным путем. Лучший выбор для тех, кто мечтает построить карьеру на ТВ — и лучшая инструкция о том, как распознать абьюз «доброжелательных» коллег.
Режиссер: Сидни Люмет
В ролях: Питер Финч, Фэй Данауэй, Уильям Холден, Роберт Дювалл
«Кристин», 2016
Christinem

Еще один фильм про сумасшествие на ТВ, но на этот раз основанный на реальных событиях. Это история телеведущей, которая очень хотела стать лучшим репортером в мире, но прозябала на задворках провинциальной телестудии и терпела унижения от коллег. Мрачное исследование механизмов, запускающих безумие, показано с такой удивительной точностью в нюансах и психологических состояниях, что становится по-настоящему не по себе. А если помножить это на периферийную тоску, которая транслируется между строк и показана как ограничение возможностей талантливого человека… В общем, не советуем смотреть этот фильм в плохом настроении.
Режиссер: Антонио Кампос
В ролях: Ребекка Холл, Майкл С. Холл, Трэйси Леттс
Коллеги, которые поднимают настроение на удаленке:
«Турецкое седло», 2017

Как ни странно, в России фильмов про «едущую крышу» не так много, но этот — особенный. Экс-«топотун» ФСБ, следивший за вверенными ему людьми, вышел на пенсию, но не может приспособиться к нормальной жизни и продолжает преследовать случайных прохожих. Параноидальный триллер, напоминающий одновременно фильмы Хичкока и Линча, погружает зрителя в грубый быт российской системы правосудия, в которой людей не существует — есть лишь «кадры», «виновные» и «невиновные». А главный герой, сыгранный малоизвестным актером Валерием Масловым, похож одновременно и на бывшего работника спецслужб, и на Андрея Чикатило.
Режиссер: Юсуп Разыков
В ролях: Валерий Маслов, Вероника Кузнецова, Виталий Даушев