5 футуристических фильмов о тотальном контроле населения
Современные технологии достигли такого уровня развития, что могут обеспечивать тотальную слежку за людьми в рамках целой страны. Time Out вспоминает пять фантастических фильмов о будущем, в котором общество находится под жестким контролем государства.
«Особое мнение», 2002
Minority Report
Фантастический триллер Спилберга снят по мотивам рассказа Филипа Киндреда Дика. Действие разворачивается в 2054-ом году: уже шесть лет как существует особый предпреступный отдел, функционирующий на основе экспериментальной программы. Его работники имеют возможность узнать о еще не случившемся убийстве и арестовать подозреваемого до совершения им необратимого действия. Система работает идеально, но в какой-то момент преследованию подвергается сам руководитель данного отдела Джон Андертон (Том Круз), который ни о чем подобном и не помышлял. Чтобы разобраться в происходящем и доказать свою невиновность, он начинает собственное расследование и пытается доказать, что новая программа может допускать ошибки.
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Том Круз, Макс фон Сюдов, Саманта Мортон, Колин Фаррелл
«Эквилибриум», 2002
Equilibrium
События происходят в недалеком будущем, где практически весь мир лежит в руинах после завершения Третьей мировой войны. В фокусе внимания — жизнь в вымышленном тоталитарном городе-государстве Либрия, где власть принадлежит Совету «Тетраграмматона» во главе с Вождем. Корень всех мыслимых и немыслимых бед власть видит в человеческих эмоциях. Для их подавления каждый член общества обязан ежедневно принимать препарат «Прозиум»: по задумке это должно искоренить как преступность, так и войны. Контроль за соблюдением закона и арестом «эмоциональных преступников» ведет тайная полиция клириков Грамматона, организованная по образцу религиозного ордена. Одним из клириков является агент Джон Престон (Кристиан Бейл), который однажды забывает принять очередную дозу и претерпевает духовную трансформацию, что приводит его к противоречию с самим собой, а потом и со всем режимом.
Режиссер: Курт Уиммер
В ролях: Кристиан Бейл, Тэй Диггз, Энгус Макфадьен, Шон Бин
«"V" значит вендетта», 2005
V for Vendetta
В начале фильма показана историческая вставка — арест и казнь Гая Фокса, участника Порохового заговора в XVII веке. Затем повествование переключается на антиутопическое альтернативное будущее. В Англии после страшной эпидемии неизвестного вируса, повергшей страну в хаос, устанавливается жестокая диктатура властного канцлера, который ввел комендантский час, всевластие членов партии над простыми людьми и организацию из сотни тайных осведомителей. Однажды ночью в Лондоне появляется революционер, известный как V, который начинает партизанскую войну с режимом в попытке вернуть народу отнятую у него свободу.
«1984», 1984
Nineteen Eighty-Four
Для подавления массовых волнений правящая партия Океании заново воссоздает прошлое и настоящее. За каждым гражданином неусыпно наблюдают, телевидение обеспечивает непрерывную пропаганду, а учебники по истории переписываются по новому стандарту, утвержденному властью. В центре сюжета — член Внешней партии Уинстон Смит (Джон Херт), который пытается противостоять самой Внутренней партии и нечеловечески жестокому тоталитарному режиму. Он и его возлюбленная Джулия (Сюзанна Гамильтон) встречаются тайком и надеются на то, что тайная организация под названием Сопротивление сумеет в будущем уничтожить Партию.
Режиссер: Майкл Рэдфорд
В ролях: Джон Херт, Ричард Бертон, Сюзанна Хэмилтон
«Метрополис», 1927
Metropolis
Действие фильма разворачивается в 2026-ом году. Город будущего разделен на две части — Рай и Ад. Главным действующим лицом является Фредер (Густав Фрелих), сын деспотичного Фредерсена (Альфред Абель), властителя Метрополиса. Молодой человек спускается из Вечных Садов в Ад, где открывает для себя шокирующую правду о жизни угнетенных рабочих и знакомится с девушкой Марией (Бригитта Хельм). Она является своего рода идеологом порабощенных и убеждает их в том, что они не должны продолжать жить подобным образом. В это время отец Фредера готовит план по внедрению разлада среди рабочих, чтобы сохранить свою власть. Картина Ланга заложила каноны, которые послужили отправной точкой для создания многих популярных антиутопий. В фильме присутствуют легенда о Вавилонской башне, предсказание тотальной катастрофы и антиутопического будущего, сравнение робота и человека, метафора Рая и Ада, а также абсолютное обезличивание человека.
Режиссер: Фриц Ланг
В ролях: Альфред Абель, Густав Фрелих, Рудольф Кляйн-Рогге