Рецензия на фильм: «Хозяева города»
После завершения учебы молодой парень Брэм (Бен Платт) устраивается на, как ему кажется, «работу мечты» в небольшую городскую газету. Еще не разочаровавшийся в подноготной журналисткой деятельности, Брэм считает, что впереди его ждут великие журналистские расследования, а там и Пулитцер н за горами. Однако парню поручают составлять различные локальные рейтинги вроде «10 мест с самыми вкусными хот-догами» или «5 самых недорогих отелей». Устав от подобной рутины, однажды Брэм случайно натыкается на потенциально «горячую» новость, связанную с мэром Торонто. Почуяв «настоящую журналистику», герой начинает расследование и втирается в доверие к помощнику мэра Камалу (Мена Массуд, сыгравший Аладдина у Гая Ричи).
История фильма основана на реальных событиях, происходивших в Канаде в 2013 году. Тогда администрация небольшого сайта сообщила, что у нее имеется видео, на котором человек, очень похожий на мэра Роба Форда (в фильме его играет Дэмиэн Льюис), курит крэк. Мэр сначала все отрицал, но потом признался в содеянном, добавив, что принимает наркотики последние пару лет. Впрочем, режиссеру Рики Толлману в его второй полнометражной работе экранизировать историю самого мэра, кажется, было не интересно. Вместо погружения в дебри возни между политиками и четвертой власти, Толлман расставляет акценты на второстепенных историях миллениалов, которые то расследование и инициировали по версии фильма.
«Хозяева города» могли бы стать историей о важности долга и приверженности профессии. Это могла быть канадская вариация «В центре внимания», а Бен Платт мог бы влезть в шкуру героя Джейка Джилленхола из «Стрингера». Однако практически никаких «острых» моментов в фильме нет. Кино наполнено тихим отчаянием — как в отношении личности, так и в профессиональном плане. Все внимание камеры Ника Хейта сосредоточено на трех героях — собственно, самом Брэме, занимающимся расследованием; помощнике мэра Камале и адвокате Эшли (Нина Добрев), подвергшейся сексуальным домогательствам со стороны мэра Роба Форда. Занятно, что на самом деле историей про курящего крэк Форда занималась журналистка Робин Дулиттл из Toronto Star.
Напыщенность и ханжество Форда предстают перед зрителями лишь в паре эпизодов. Хотя уже по ним ясно, что перед нами циничный «хозяин города», из тех, что могут сделать что угодно, но им ничего за это не будет. Режиссер занимает хронометраж фильма долгими и малозначимыми для движения сюжета диалогами трех вышеупомянутых героев. Толлман устами персонажем, видимо, хочет поговорить о том, куда стремиться молодому поколению в наши дни: будут ли они переписывать историю, поступать по совести или по уму. По сути канадский кинематографист обращается к вечному вопросу «Быть или не быть», помещая и Брэма, и Камала, и Эшли в ситуацию Раскольникова из известного всем произведения.
Однако ни интриги, ни энергетики, присущей, например, «Зодиаку» Дэвида Финчера или «Пятой власти» Билла Кондона, в «Хозяевах города» не отыскать. Когда Брэм наткнется на видео с мэром, мечта о «великом расследователе» затмит и здравый смысл, и адекватное восприятие действительности. Для помощника мэра Камала эта история — поначалу лишь возможность выслужиться перед начальником, показать, насколько он важный и ценный сотрудник, способный отгородить мэра от неприятностей. Эти двое — совершенно разные люди, но движет ими одна и та же цель —подняться по карьерной лестнице. Своим героям Толлман-сценарист прописывает искрящие жизнью диалоги в духе Аарона Соркина. В каком-то смысле перед нами такие же идеалисты, как и персонажи сериала «Служба новостей».
На фоне разборок между Брэмом и Камалом незаслуженно отходит на второй план персонаж Нины Добрев. Диалоги ее героини Эшли с помощником мэра на все ту же тему, «тварь ты дрожащая или право имеешь», — пожалуй, одни из лучших в достаточно ровном, стерильном повествовании «Хозяев города». Увы, ко второй половине картины накал страстей заметно стихает, а Толлман увлекается политическими перипетиями и заигрыванием с полиэкранами. Какие бы ни были перед нами многослойные и объемные персонажи, сами по себе они не в состоянии «вытянуть» общую картину. История, как и в реальности, заканчивается небольшой победой группы маленьких людей. Интересно, как при этом меняется их восприятие мира: если в начале каждый из них терпит и ждет, что скоро все будет иначе, к финалу ребята берут судьбу в свои руки и меняют действительность.
Конечно, «Хозяева города» — это еще один манифест #MeToo, помогающий уже вышедшим «Утреннему шоу» и «Скандалу» лишний раз разъяснять скептически настроенной аудитории, почему жертвы молчат долгие годы и в чем виноваты те, кто сам не насиловал, но знал и молчал. Роб Форд — не Вайнштейн, но тоже выступает своего рода карикатурным монстром на фоне маленьких, запуганных людишек, забывающих об элементарных аспектах самоуважения, когда Форд оказывается рядом. На протяжении фильма каждый из них будет искать свой собственный моральный компас, который поможет принять (единственно верное) правильное решение.
Возьми Толлман реальную историю скандала с Робом Фордом такой, какой она была — глядишь, фильм вышел бы на голову выше. Вместо неопытного белого студента на арену вышла бы амбициозная женщина-репортер Робин Дулиттл, которая занималась Фордом, к слову, не первый год до того, как к ней попала та история с крэком. Возможно, все темы, которые поднимает Толлман через призму миллениалов — моральный выбор, коррупция, амбиции неокрепших умов, ответственность за свои поступки — раскрылись бы в совершенно ином ключе. «Хозяева города» — локальное канадское кино, которое берется за широкий пласт интересных тем и персонажей, но оказывается не в состоянии добросовестно его проработать.