5 удивительных фильмов Уэса Андерсона
Уэс Андерсон — один из именитых американских независимых режиссеров, который снимает сказочное кино для взрослых зрителей. В День рождения великого визуала и сказочника Time Out вспоминает самые очаровательные истории этого фаната красочной палитры, симметрии кадра и высокой детализации.
«Бутылочная ракета» (1996)
Bottle Rocket
Полнометражный дебют Андерсона, расширяющий одноименную 13-минутную короткометражку, в которой сыграли братья Уилсоны, Люк и Оуэн. Фирменный стиль Уэса, за который мы полюбим режиссера в дальнейшем, здесь только формируется: еще нет его любимой тяги к симметрии, но аляповатый юмор, герои будто из другой вселенной и неловкая любовная линия уже на месте. «Бутылочная ракета» — баллада о неудачниках, которые организовывают небольшую банду и попадают в различные передряги. Антураж американского независимого кино 90-х витает в каждом кадре. Снимая «Бутылочную ракет», Андерсон вдохновлялся «Злыми улицами» Мартина Скорсезе и не зря: пусть кино в итоге провалилось в прокате, позже Скорсезе назовет дебют Уэса «одним из лучших фильмов 90-х».
В ролях: Люк Уилсон, Оуэн Уилсон, Нед Дауд, Ши Фаулер
«Семейка Тененбаум» (2001)
The Royal Tenenbaums
Идеально выверенный сценарий «Семейки Тененбаум» рассказывает о необычной семье, почти все члены которой разъехались по городам и весям, развивая свои таланты. Получив известие о неизлечимой болезни отца семейства, все возвращаются в родной дом. Старший Тененбаум пытается наверстать упущенные годы общения со своими детьми. Родители Андерсона развелись, когда режиссеру было 8, Уэс описал их развод как «самое важное событие в моей жизни и жизни моих братьев». Детские переживания уже повзрослевший режиссер отрефлексировал в миниатюрном эпосе о потерянном поколении, которое повзрослело и добилось успехов, но продолжает задавать вопросы без ответа и искать свое счастье. Фирменная симметрия в кадре, ловкое сочетание драмы с комедийными элементами и очаровательные крупные планы оператора Роберта Йоумена, запечатлевшие неловкое молчание членов необыкновенной семейки.
В ролях: Джин Хэкмен, Анжелика Хьюстон, Бен Стиллер, Гвинет Пэлтроу
«Королевство полной луны» (2012)
Moonrise Kingdom
Еще одна рефлексия Андерсона, на этот раз о детских годах, посвящена его музе — художнице Джуман Малуф. История о паре влюбленных подростков, которые убегают из-под присмотра взрослых. Ищут вожатые, ищет полиция, а два изгоя, Сэм Шакаски и Сьюзи Бишоп, предаются мечтам о волшебных мирах. Пожалуй, одно из самых меланхоличных творений Уэса. В то же время «Королевство» — красивое, стильное и очень смешное кино. Несмотря на игривую интонацию, эта лента Андерсона будто продолжает тему, начатую в «Бутылочной ракете» — печальное детство останется позади, но во взрослом мире лучше может и не быть. Впрочем, тут же Уэс добавляет «не бойтесь жить неправильно, вас никто не осудит». Эстетика французского кино, музыка Александра Десплы и единение противоположностей через призму осознания несовершенства окружающего мира прилагается.
«Бесподобный мистер Фокс» (2009)
Fantastic Mr. Fox
Кукольная анимация о противостоянии разгневанных фермеров и хитрого лиса, который периодически опустошает их курятники. «Бесподобный мистер Фокс» показал всему миру, что Уэсу Андерсону покорится и мультипликация. На сей раз Андерсон взялся не за оригинальный концепт, а за экранизацию книги Роальда Даля, добавив к ней свой фирменный необыкновенный юмор. Как и «Семейка Тененбаум», «Бесподобный мистер Фокс» продолжает гнуть линию важности родных людей. Причем на сей раз Уэс имеет ввиду не столько семью, сколько близких по духу. Перенося повествование в мир зверей, Андерсона не утрачивает узнаваемого стиля: все та же фирменная симметрия и перфекционизм, выраженный в детальной проработке окружающей действительности. Хоть это и мультфильм, посыл, заложенный в нем, в большей степени предназначен, конечно, взрослым.
«Остров собак» (2018)
Isle of Dogs
Предпоследний на текущий момент фильм Андерсона, вышедший на экраны, построен вокруг истории 12-летнего Атари Кобаяши, опекун которого, мэр Кобаяши, согнал всех собак города Мегасаки на громадную свалку. Там же оказался и пес Атари по прозвищу Спотс. Мальчик отправляется в поиски на миниатюрном летательном аппарате, чтобы найти свою собаку. Еще одна картина Уэса, сделанная в формате кукольной анимации, в которой режиссер собрал, кажется, все возможные актуальные темы — от социально-политических волнений в Европе и пропаганды до борьбы с инакомыслием и врагами народа. Да, политическая подноготная «Острова собак» оказывается поразительна близка нашей с вами реальности. Многочисленные источники вдохновения, которыми, конечно, стали и фильмы Акиры Куросавы, и мультипликация Хаяо Миядзаки, перекочевали и в анимацию Андерсона, при этом стиль режиссера остался неизменным: безупречный юмор, жонглирование крупными планами, игра со светом и изящно оформленными подписями реплик основных персонажей.