В кинотеатр на карантине: Выпуск 2. «Кино и книги»

В кинотеатр на карантине: Выпуск 2. «Кино и книги»

Валерия Цыганова   2 мая 2020
6 мин
В кинотеатр на карантине: Выпуск 2. «Кино и книги»

Второй выпуск еженедельной рубрики «В кинотеатр на карантине», где мы рассказываем о классных фильмах, которые вы могли пропустить в прокате, но которые теперь с легкостью найдете на онлайн-площадках. Тема выходных — «Кино и литература». 5 непохожих друг на друга фильмов, снятых по мотивам книг, каждый из которых красотой, образностью и актуальностью выходит за рамки первоисточника.


«Цезарь должен умереть»

Cesare deve morire

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

Пришедшие в кино в 1950-е годы братья Тавиани еще в прошлом веке заслужили право считаться классиками, но, как и подобает маститым художникам, интерес к меняющемуся времени и экспериментам не утратили. Снятый на грани кино, театра и самой жизни, «Цезарь должен умереть» стал результатом одного из таких экспериментов: когда театральный режиссер Фабио Кавалли организовал в римской тюрьме строгого режима «Ребиббия» театральную студию, Тавиани решили запечатлеть процесс постановки одного из спектаклей на камеру.

В кадр попало все, от кастинга и спектакля до полугода репетиций и захлопывающихся после представления дверей одиночных камер, где уже отсидевшим по 20 лет актерам предстояло провести всю оставшуюся жизнь. Герои проживают свой прежний опыт в дополнительном измерении постоянной съемки: камера фиксирует каждый миг, но даже ее сковывают застенки и узкие тюремные коридоры.

 

Забравшись на незримую территорию, Тавиани беспрецедентно расширили границы социального эксперимента. Запечатленное ими погружение в искусство, этот коллективный вздох полной грудью, стало и исследованием, и гимном необъятной человеческой душе. Совершенно заслуженно фильм получил «Золотого медведя» и приз экуменического жюри Берлинского фестиваля, 5 премий «Давид ди Донателло» и 3 номинации на премию Европейской киноакадемии.

 

«Офелия»

Ophelia

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

Если погружающая в мир буйных мужских страстей постановка братьев Тавиани пышет маскулинностью, то картина австралийки Клэр Маккарти — яркий пример нового «женского» миропорядка, фрагмент кинематографа эпохи #metoo.

Да, вы не ошиблись: «Офелия» смещает фокус с Гамлета на его возлюбленную. Оттолкнувшись от классического шекспировского сюжета, как в первом кадре он отталкивается от хрестоматийного полотна Милле «Смерть Офелии», фильм «ныряет вглубь», чтобы на фоне играющих в жестокие игры мужчин рассказать навеянную современностью историю Офелии. Не обезумевшей, погибшей, а здоровой, сильной и принимающей свои — всегда в пользу жизни — решения. Средства повествования весьма симпатичные: свежая, яркая палитра, изящные и легкие — за счет отсутствия привязки к историческим реалиям — декорации и костюмы, отличная операторская работа и красивые известные актеры: Дэйзи Ридли, Наоми Уоттс, Клайв Оуэн и Джордж Маккей.

Живописное и архисовременное полотно, мило развернувшее свои мелодраматические сюжеты на обочине былых вековых трагедий. Картина была показана на юбилейном сороковом Московском кинофестивале и после выхода в прокат многим полюбилась.

 

«Под покровом ночи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

Психологический триллер Тома Форда, более известного как дизайнер, чем как режиссер. «Под покровом ночи» (в оригинале «Ночные животные») — экранизация романа «Тони и Сьюзен» Остина Райта, американского профессора и при жизни почти неизвестного писателя. Однако литературы в фильме, как и в первоисточнике, гораздо больше: ядро истории здесь — книга.

Сюжетная канва примерно такая: когда-то давно Сьюзен и Эдвард сыграли свадьбу и жили счастливо, до того, как Сьюзан предала своего мужа. Спустя 20 лет, когда у женщины уже совсем другая несчастливая жизнь, почтальон вдруг приносит ей рукопись — Эдвард посвятил ей роман. И вроде бы прием повествования в повествовании (романа в романе, фильма в фильме) совсем не нов, но Форд конструирует его так тонко и убедительно, что сравнивать фильм с другими хочется в последнюю очередь. Сьюзен — галеристка в Лос-Анджелесе, а жизнь Эдварда, описанная в его романе, по воле режиссера протекает в техасской пустыне. На контрасте невероятно красивых арт-пространств и ужасов техасской пустыни рождается множество подспудных смыслов, где отношения произведения и чтеца все время преломляются. Роман, словно в противовес неудачно подобранному русскому названию, срывает с давней истории все наброшенные временем и бессонными ночами писателя покровы, становясь в конечном счете не то запоздалым прощанием, не то изысканной формой мести. Гран-при Венецианского кинофестиваля (2016).

 

«Мешок без дна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

Композиция «Мешка без дна» еще сложней. По сюжету придворная фрейлина-чтица (кажется, лучшая кинороль Светланы Немоляевой) в качестве лекарства от душевных терзаний снова и снова рассказывает тоскующему в поросшем паутиной дворце великому князю бесконечную сказку. «Тысяча и одна ночь», известная кинозрителю по «Расемону» Куросавы новэлла Акутагавы «В чаще» и вдохновенный русский фольклор. Ответ на единственный поставленный в фильме вопрос «Что есть рай?» герои ищут в витиеватой вязи интерпретаций, чарующей игре света и фактур, ослепительном сиянии волшебных образов.

Режиссер: Рустам Хамдамов

В ролях: Светлана Немоляева, Анна Михалкова, Сергей Колтаков, Андрей Кузичев

Россия, 2018 г.

По Хамдамову рай — детство. Хрустальный шар, где единственно без оглядки на земные сломы и здравые смыслы можно творить, созерцать, любоваться красотой. Ради того и создавался этот сказочный калейдоскоп выстроенных как законченные живописные полотна дивных кадров. Потрясающе красиво.

 

«История одного назначения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

Сценарий «Истории одного назначения» вырос из четырех страниц текста, главы из книги Павла Басинского «Святой против Льва». В ней описан случай, когда молодой граф Лев Николаевич Толстой в военно-полевом суде защищал затравленного писаря, ударившего в нервном припадке ротного командира. Фильм из обманчиво светлой комедии положений с характерным юмором и романтикой дворянских усадеб оборачивается трагедией.

Сместив литературный акцент с Толстого, Авдотья Смирнова рассказывает сразу несколько историй: о маленьком человеке, о душевной слабости и конформизме больших, о гибели и гибельности несостоявшегося либерализма и других неизживаемых русских бедах. Так на фоне, казалось бы, незаметных с расстояния событий, среди пропавших было в архивных папках героев, на экране появляется современность — темная, страшная, звенящая неопровержимостью своих пороков.