5 шокирующих фильмов об абортах
В этом году на Берлинале была представлена картина Элизы Хиттман – «Никогда, редко, иногда, всегда». Фильм снят в жанре неореализма и рассказывает историю несовершеннолетней девушки, решившейся на аборт. Пока мы ждем «Никогда...» в российском прокате, Time Out рассказывает о картине Хиттман, а также о еще четырех фильмах об абортах, которые можно посмотреть.
«4 месяца, 3 недели и 2 дня», 2007
4 luni, 3 săptămâni și 2 zile
Действие картины разворачивается в 1987-ом году в Румынии, в последние годы правления Николае Чаушеску. По сюжету Гэбица Дрэгуц (Лаура Василиу), находясь на втором (или третьем, или четвертом – она сама не знает) месяце, планирует прервать беременность, а ее подруга Отилия (Анамария Маринка) ей помогает. Аборты в стране запрещены, поэтому девушки снимают номер в гостинице, чтобы провести подпольную операцию при помощи некого господина Бебе (Влад Иванов).
Отвечая феномену новой румынской волны, лента Мунджиу соткана из шокирующей будничности, а также высвечивает бесчеловечную систему и лицемерие царившего тогда социалистического режима. За длительно тянущимися рутинными действиями и нейтральными разговорами можно заметить, насколько развита в стране практика подпольных абортов, породившая смерти, страх и недоверие. Это вызывает ужас от безвыходности положения женщин.
Социальный протест фильма не заслоняет гуманистическую сторону истории, которая кроется в молчаливой и чистой взаимопомощи. Она вплетена в ту самую рутину, показывая, что в эпоху отчаяния нет иного выхода, кроме акта подлинной человечности.
«Никогда, редко, иногда, всегда», 2020
Never Rarely Sometimes Always
В этом году картина Хиттман получила на Берлинале «Серебряного медведя» и была высоко оценена за неореализм. Для исследования темы абортов автор проводила встречи с врачами и социальными работниками, а при написании сценария отталкивалась от реальной истории Савиты Халаппанавар, которой было отказано в аборте в Дублине. После протестов с 2018-ого года прерывание беременности легализовали до двенадцатой недели, но это стоило Савите жизни. Она умерла, так как аборт требовался ей по медицинским показаниям.
В «Никогда» действия разворачиваются вокруг 17-летней забеременевшей девушки по имени Отомн (Сидни Фланиган). Она пьет спиртосодержащую жидкость, горстями глотает таблетки и бьет себя по животу, на котором разрастаются синяки. В конце концов, проигнорировав агитационные противоабортные ролики местного гинеколога, девушка из родной Пенсильвании отправляется в Нью-Йорк, чтобы прервать беременность. Сопровождает Отомн ее кузина — Скайлар (Талия Райдер).
Если у Мунджиу изобилуют общие планы, фиксирующие удручающую обстановку в социалистической Румынии, то Хиттман по большей части использует крупные планы героинь. Камера оператора Элен Лувар будто устремлена прямо в душу, открывая внутренний судорожный крик протеста, скрывающий под маской невозмутимости. Что скрывается за этим спокойствием, зритель узнает ближе к концу. Отомн отвечает на анкету, и ее реакцией на вопросы о принуждении к сексу и насилии становятся слезы. Рисуя конвейер, через который проходит множество девушек, этот эпизод становится мостиком от частной истории к общей.
Режиссер: Элиза Хиттман
В ролях: Райан Эгголд, Теодор Пеллерен, Талия Райдер
«Вера Дрейк», 2004
Vera Drake
В картине Майка Ли действие разворачивается в 1950-ом году в Лондоне, где аборт стал легальным только в 1967-ом году, и то по ограниченному ряду оснований. Первоначально прерывание беременности в Великобритании разрешалось только при наличии угрозы жизни беременной женщины.
Вера Дрейк (Имельда Стонтон) — хорошая жена, ответственная домработница, любящая мать и добросердечный человек, который всегда готов оказать помощь нуждающимся. Между рабочими буднями, домашними хлопотами, уходом за матерью и семейными вечерами она делает аборты девушкам, многие из которых не в состоянии прокормить даже себя, не то что ребенка. Однажды после процедуры одна из ее пациенток попадает в больницу с осложнениями, после чего к делу подключается полиция и выходит на Веру, которая вынуждена предстать перед судом.
Нарратив «Веры Дрейк» сплетен из нескольких сюжетных линий. С одной стороны мы видим жизнь Веры и налаживающееся будущее ее семьи. Параллельно Майк Ли берет в фокус беременных женщин, находящихся в сложном положении: многодетная мать с безответственным мужем, безработная эмигрантка, изменившая мужу жена, изнасилованная молодая девушка из приличной семьи.
Избегая лозунговых суждений в ту или иную сторону, режиссер постепенно масштабирует картину. В действие вводится все больше героинь с совершенно разными судьбами. Полотно в полном объеме складывается лишь в конце, когда Вера встречается с женщинами, которые делятся своими схожими историями.
«Если бы эти стены могли говорить», 1996
If These Walls Could Talk
Формально «Стены» разделены на три новеллы, а действие их разворачивается в разные эпохи. В центре сюжета истории женщин, произошедшие в одном доме, который за сорок четыре года впитал в свои стены слезы, страх и отчаяние. Такой форма повествования выбран для того, чтобы отразить положение дел в стране и внутреннее состояние героинь в разное время. Мы видим годы, когда об абортах было опасно даже говорить вслух, когда их только разрешили и когда население США полностью разделилось на два лагеря — противников и приверженцев прерывания беременности.
Героиня первой истории — овдовевшая медсестра Клэр Доннелли (Деми Мур), которая случайно забеременела в 1952-ом году. Она не может ни рассказать об этом своим друзьям, ни тем более сделать аборт. Она пьет, курит, пытается спровоцировать выкидыш спицей, мытарствует по полузаброшенным домам, где делают нелегальные аборты, и в конце концов выходит на сомнительного мужчину.
Вторая история разворачивается в 1974-ом году и рассказывает о матери четырех детей — Барбаре Барроуз (Сисси Спейсек), которая, только вернувшись на работу обнаруживает, что беременна. В душе Барбара задумывается о материальной невозможности завести еще одного ребенка и даже звонит в консультацию по абортам, но о гражданском праве прерывания беременности говорит вслух (!) только ее старшая дочь. Аборты в США уже год как легализованы, но сознание большинства населения до сих пор не позволяет о них подумать, даже если положение очень тяжелое. Стены вновь становятся единственным свидетелем тайных душевных страданий.
Третья история повествует о юной студентке Кристин Каллен (Энн Хеч). В 1996-ом году она забеременела от своего профессора и независимо от своих убеждений, отрицающих аборт, решила прибегнуть к операции. Переходя от будничных обсуждений героинь о гуманности прерывания беременности до масштабных акций за и против, новелла фокусируется на бушующем и по сей день конфликте и выносит односторонний вердикт через уста доктора Бэт Томпсон (Шер). Делая операцию Кристин, она говорит: «Когда ко мне приходят женщины и говорят, что не знают что бы они делали без моей помощи, я понимаю, что делаю все правильно». Стены больше не молчат.
Режиссер: Шер, Нэнси Сэвока
В ролях: Деми Мур, Сисси Спейсек, Ксандер Беркли, Шер
«Женское дело», 1988
Une affaire de femmes
По сюжету Мари Латур (Изабель Юппер) одна воспитывает двоих детей и еле сводит концы с концами, пока муж воюет на фронте. Однажды она бесплатно делает одной знакомой аборт, после чего к ней одна за другой обращаются беременные женщины – их мужья на войне, либо же семья просто не в состоянии прокормить еще одного ребенка. Постепенно дела идут в гору, с войны возвращается муж, которого Мари, правда, не рада видеть, на горизонте появляется любовник, а сама она все чаще лелеет мечту стать певицей.
«Женское дело» сплетено из будней оккупированной Франции, жизни Мари и мимолетных историй пришедших на аборт женщин. Находится место и веселью. По мере развития сюжета его становится все больше, а жизнь Мари становится похожа на сказку. Зрителя время от времени возвращают на землю леденящие кадры домашних абортов вместе с известиями об арестах и отсылками евреев в лагеря. Впрочем, социально-политический посыл фильма проявляется в событиях, которые окончательно вырывают героиню из мира грез. Государству нужно «поправить» свое очерненное за время войны лицо, а значит, попавшаяся ему под руку Мари должна послужить «на благо» обществу.
Картина Клода Шаброля рассказывает о реальной женщине, которая в действительности была казнена 30-ого июля 1943-его года и стала последней женщиной во Франции, чей смертный приговор привели в исполнение. Шаброль рисует совершенно не стерильный образ героини, но даже при этом выносит однозначный вердикт, который кроется в самом названии и финальных титрах.
Режиссер: Клод Шаброль
В ролях: Изабель Юппер, Франсуа Клюзе, Мари Трентиньян