Наступившее «когда-нибудь»: 10 длинных фильмов, которые стоит посмотреть на карантине
Чтобы целиком посмотреть «Дау», скандальный проект Ильи Хржановского, вам пришлось бы сидеть перед монитором 44 дня. Time Out предлагает провести время на карантине более продуктивно, поэтому выбрал десять картин длиной более трех часов, которые стоят вашего просмотра. В список не входят наиболее очевидные фильмы вроде «Апокалипсиса сегодня» и экспериментальные вроде «Эмпайр-стейт-билдинг» Энди Уорхола — после нашей подборки вы не пожалеете о впустую потраченном времени «во имя искусства».
«Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080», 1975
Jeanne Dielman, 23, quai du commerce, 1080 Bruxelles
Длительность: 202 минуты
Неразговорчивая женщина Жанна занимается домашним хозяйством, пытается кое-как совладать со своенравным сыном, ходит на почту, а в свободное время принимает у себя мужчин для оказания им сексуальных услуг. Почему она так живет? Почему в ее жизни ничего не происходит? Почему она занялась древнейшей из профессий, если в ее распоряжении хороший дом и кое-какое, но все-таки богатство?
Режиссер: Шанталь Акерман
В ролях: Дельфина Сейриг, Жан Декорт, Анри Сторк
Медленно, почти без диалогов мы погружаемся в молчаливую жизнь Жанны Дильман, которая скучна, как название этого фильма. Выдержать три с половиной часа картины, в которой героиня может минут пять стоять и просто смотреть на то, как варится картошка, поначалу кажется просто невыносимой задачей. Но стоит себя пересилить, вникнуть в едва звучащий конфликт, попытаться разгадать тайны этой загадочной женщины и ее дома – и обнаружится, что за «фильмом, в котором ничего не происходит» (и это не преувеличение, а художественный прием) скрывается одна из мощнейших драм о жизни женщин XX века.
«Мамочка и шлюха», 1973
La maman et la putain
Длительность: 217 минут
Молодой человек Александр — бывший участник студенческих бунтов в Париже 1968 года. Теперь он — разочаровавшийся в жизни безработный бездельник, морочащий голову сразу двум женщинам: очарованной им хозяйке квартиры, где он живет, и молодой проститутке. Он страдает от внутреннего надлома и постоянно ведет внутренний монолог с самим собой, а потому совсем не слышит окружающих. Две женщины борются за его внимание, но на самом деле ему плевать не только на них, но и на себя. Внутренний и внешний конфликт затягивается петлей на шее главного героя.
Режиссер: Жан Эсташ
В ролях: Бернадетт Лафон, Жан-Пьер Лео, Франсуаза Лебрун
Мрачная черно-белая диалоговая драма, основанная на личных переживаниях режиссера, признана одной из самых влиятельных картин «французской новой волны». В главной роли — Жан-Пьер Лео, альтер-эго Франсуа Трюффо, ключевое мужское лицо «волны» и символ парижской молодежи, оказавшейся перед ничем после майских восстаний за свободу и равенство. В бессмысленности жизни героя, пустых разговорах и ни к чему не ведущим отношениям заключается смысл всего фильма: от него очень легко устать, но этой цели режиссер и добивается. Он идеально демонстрирует, как человек, лишенный смысла существования, нищает духом и незаметно опускается на социальное дно.
«Врата рая», 1980
Heaven's Gate
Длительность (режиссерская версия): 219 минут
Действие фильма разворачивается в 1890 году, когда произошла так называемая «война округа Джонсон». Шериф округа Вайоминг Джеймс Эверилл узнает о готовящемся заговоре богатых землевладельцев, решивших взять на службу армию наемников, чтобы истребить более сотни иммигрантов из Восточной Европы, крадущих скот. Прикрываясь законом, предприниматели, фактически, собираются учинить геноцид. Шериф выступает против, ведь его жена, сутенерша Элла, сама занимается тем, что предоставляет услуги своих «девочек» в обмен на краденый скот.
Режиссер: Майкл Чимино
В ролях: Крис Кристофферсон, Кристофер Уокен, Джон Херт
Знаменитый «печальный шедевр» от режиссера «Охотника на оленей», фактически поставивший крест на карьере Чимино и не только: после он больше ничего значительного не снял, производившая картину кинокомпания United Artists, не вытянув идею многомиллионного пятичасового киноромана, разорилась, а продюсеры в дальнейшем ужесточили контроль за производством, вынудив затянуть ремень любителей «авторствовать». Тем не менее, режиссерская, почти четырехчасовая версия (именно она, а не безжалостно урезанная монтажерами прокатная) заслуживает внимания: это один из последних фильмов подобного масштаба с вручную разыгранными батальными сценами и невероятно красивыми декорациями.
Авторское кино не обязательно должно быть длинным:
«Очаровательная проказница», 1991
La belle noiseuse
Продолжительность: 240 минут
Престарелый художник Френхофер, некогда знаменитый, теперь живет, уединившись со своей немолодой женой. Он приглашает в гости молодого коллегу и его подругу Марианну. Когда творец видит пассию гостя, на него снисходит вдохновение и он решает закончить эскиз давным-давно начатой им картины-гештальта «Очаровательная проказница», для чего просит девушку попозировать ему в неглиже. Юная особа соглашается и начинает уединяться с ним ради сеансов рисования — и постепенно все участники этого странного любовного квадрата начинают замечать перемены в отношениях друг с другом.
Режиссер: Жак Риветт
В ролях: Мишель Пикколи, Джейн Биркин, Эммануэль Беар
Пожалуй, лучший фильм, описывающий процесс создания картины художником. Примерно половина хронометража выделена именно под написание шедевра — конечно, не руками актера Мишеля Пикколи, а профессионального портретиста Бернара Дюфура, но магия монтажа делает свое дело. Зритель может испытать почти вуайеристское удовольствие от своеобразного наблюдения за жизнью творческого человека: не каждый позволит стоять у него над душой и подсматривать за работой! И, конечно, это очень красивое кино: не только из-за изящной Эммануэль Беар в роли натурщицы, но и благодаря утонченным пейзажам французской сельской глубинки.
«Алчность», 1924
Greed
Продолжительность: 239 минут
Главный герой, Джон МакТиг — дантист-самоучка, открывший маленькую частную клинику в Вашингтоне. Он вырос в шахтерском городке, а потому не понаслышке знает, что такое бедность и нужда. Однажды давний знакомый приезжает к нему вместе с невестой, чтобы подлечить ей зубы. Между МакТигом и девушкой завязываются отношения, и товарищ с легкостью «уступает» возлюбленную другу. Но когда та выигрывает в лотерею пять тысяч долларов (огромную по тем временам сумму), парень начинает сожалеть о том, что слишком легко лишился такого богатства — и решает «заложить» Джона, работающего без диплома.
Режиссер: Эрих фон Штрогейм
В ролях: Сейзу Питтс, Гибсон Гоуланд, Джин Хершолт
Скандальная мегаломанская драма знаменитого голливудского режиссера, славившегося, во-первых, своей тягой к вызывающим сюжетам (в ту пору кино про адюльтер считалось чуть ли не порнографией), во-вторых, сумасшедшей длиной своих фильмов. «Алчность» в режиссерских мечтах Штрогейма длилась около девяти часов (напомним, что фильм немой!). До нас дошла, помимо укороченной для проката (от 102 до 145 минут), «восстановленная» версия, впервые показанная в 1999 году на Венецианском кинофестивале — именно ее и стоит смотреть, чтобы увидеть замысел великого романа о жадности и ее убийственном влиянии на человеческую жизнь.
«Коммуна», 2000
La commune (Paris, 1871)
Продолжительность: 345 минут
В фильме воссозданы события, связанные с возникновением Парижской комммуны — самопровозглашенного государственного образования в виде временного правительства, возникшего в Париже в 1871 году на фоне общественных волнений и восстаний после Франко-Прусской войны, положившей конец Второй империи. Несмотря на то, что действие разворачивается в 19 веке, сюжет подается через разыгранные псевдодокументальные съемки современных телевизионных корреспондентов, рассказывающих о ходе революционных событий, продлившихся 72 дня.
Режиссер: Питер Уоткинс
В ролях: Элен Энни Адальто, Пьер Барбие, Бернар Бомбо
Наиболее близкий к «Дау» по задумке проект знаменитого британского документалиста Питера Уоткинса, в котором он впервые применил метод, близкий к ролевой игре. Роли в фильме исполняют не актеры, а реальные люди самых разных профессий, приглашенные на площадку и выбравшие свою «сторону» (буржуазии или революционеров). Это вылилось в экспериментальный и очень необычный проект, который позволяет зрителю будто бы оказаться в центре знаменитой коммуны и наблюдать за ходом ее становления и столкновений с правительством глазами «очевидцев».
«Сатанинское танго», 1994
Sátántangó
Продолжительность: 432 минуты
История загнивающей деревеньки, жители которой получают слишком скромные барыши: во всем виноват завод, который закрылся из-за падения коммунистического режима. Несколько селян собираются прикарманить себе все собранные деньги и под шумок сбежать, но их планы нарушает приход в деревню загадочного Иримиаша, бывшего жителя деревни, давно считавшегося погибшим. Появление таинственной фигуры харизматичного человека становится большим событием для всех: жизни людей меняются, но далеко не все — в лучшую сторону.
Режиссер: Бела Тарр
В ролях: Михай Виг, Путьи Хорват, Ласло Лугошши
Если вы раздумываете, стоят ли того семь с половиной часов черно-белого фильма, просто включите его и потратьте десять минут, разглядывая медленно бредущих в никуда коров, снятых одним планом в самом начале. Если выдержали — значит, стоит попробовать: мрачный инфернальный шарм, в целом присущий апокалиптичному кинематографу Белы Тарра, в этом фильме достигает какой-то небывалой мощи. Бессмысленность и отчужденность людей, пьянство, разруха и абсолютная отрешенность, которые одолели население деревни, потерявших ориентир в жизни — этот фильм накроет вас с головой и не отпустит до последнего кадра.
«Колыбельная скорбной тайне», 2016
Hele sa hiwagang hapis
Продолжительность: 485 минут
В конце 19 века на Филиппинах возникло движение, поставившее перед собой цель свергнуть испанский режим, царивший в стране более двухсот лет. Главный герой фильма — революционер Андрес Бонифасио — так в кадре ни разу и не появится. Зато о нем говорят остальные персонажи: поэт Исагани, который мечтает сочинять стихи в честь красивых женщин, а не воевать, воин Симон с пламенным сердцем и возлюбленная лидера революции, упорно пытающаяся найти его, или хотя бы его могилу, в лесах. А также предатели, принявшие сторону завоевателей и сдавшие своих товарищей — для них поиск Бонифасио и любых известий о нем становится чем-то вроде религии.
Режиссер: Лав Диас
В ролях: Пиоло Паскуаль, Джон Ллойд Круз, Хэйзел Оренсио
Это еще не самый длинный фильм филиппинца Лава Диаса, который, между прочим, получил свое имя в честь Лаврентия Берии. Потерянная версия самого длинного фильма Диаса, «История филиппинской семьи», длилась почти 11 часов. На самом деле, все довольно просто: для режиссера это такой метод погрузить зрителя в уникальное, полумифическое пространство фильма (в сюжете присутствуют литературные и вышедшие из национальных легенд персонажи), в котором, как некое чудо, теплится и разрастается революция духа филиппинского человека.
Для тех, кто предпочитает традиционные колыбельные
«Шоа», 1985
Shoah
Продолжительность: 563 минуты
Монументальное документальное исследование последствий Холокоста. Почти десятичасовая последовательность интервью с людьми, так или иначе затронутыми самым страшным геноцидом XX века: выжившими, жертвами, бывшими палачами, надзирателями и юристами, вольными и невольными участниками событий. Ключевой вопрос фильма: как живется всем этим людям спустя годы в контексте времени, что неумолимо тянет за собой груз от произошедшего кошмара?
Режиссер: Клод Ланцман
В ролях: Симон Сребник, Майкл Подчлебник, Мотке Зайдль
Любой знаток кино как минимум слышал об этом огромном труде, который знаменитый документалист Ланцман собирал в течение шести лет, наотрез отказавшись использовать любые хроникальные кадры и выстроив фильм на ощущении людьми настоящего. Если вы рискнете смотреть этот гигантский труд, то советуем освободить день и посмотреть его от начала до конца, не разбивая на фрагменты. Тогда вы почувствуете эффект, который заложен в фильм: воссоздание незримого пространства прошлого, которое уже, к счастью, не с нами, но до сих пор ужасает и предостерегает от фатальных ошибок для всего человечества.
«Out 1: Не прикасайся ко мне», 1971
Out 1: Noli Me Tangere
Продолжительность: 729 минут
Восемь историй примерно по полтора часа каждая, друг с другом никак не связанных, но развивающихся в одном кинематографическом пространстве. Содержание сюжетов пересказать, скажем прямо, проблематично. Актеры репетируют Эсхила в театре; некие молодые люди преследуют другого человека, члена загадочной «группы тринадцати»; в общем, разобраться, что происходит, не представляется возможным. В этом и заключается магия фильма Риветта: зритель составляет представление о сюжете на свое усмотрение, и у каждого он сложится по-новому.
Режиссер: Жак Риветт
В ролях: Мишель Моретти, Эрмина Карагез, Карен Пуг, Пьер Бэйот
Один из самых длинных художественных фильмов в истории от знатного экспериментатора Риветта, который и до этого не жалел хронометража (см. «Очаровательную проказницу»). Но здесь он и вовсе решил «выключить» все привычные способы восприятия кино, сбив все возможные акценты, разломав привычную структуру кино и отдав это все на откуп зрителю. Скажем прямо, у вас должны быть очень крепкие нервы, чтобы решиться осилить за один присест заботливо (и провокативно) разбитый на серии 12-часовой фильм. Но киноманы со стажем рассказывают, что это лучший способ постичь «магию кино», что бы это не означало. Выбор за вами – посмотреть 7-8 фильмов привычного хронометража или за раз «наесться» кинематографом на год вперед.