Рецензия на фильм «Натали Вуд: Что остается за кадром»
На HBO и «Амедиатеке» вышла документальная картина о легендарной американской актрисе Натали Вуд. Разбираемся, чем примечательна новая лента документалиста Лоран Бузеро и какие тайны иконы Голливуда в ней приоткрываются.
Американка Натали Вуд — дочь русских эмигрантов, которые, перебравшись в Штаты, сменили фамилию на Гурдин. С ранних лет Натали свободно говорила и на русском, и на английском. В фильме «Натали Вуд: Что остается за кадром» Лоран Бузеро представляет детальный портрет Натали в первую очередь через призму ее жизни, частью которой стала актерская стезя героини. Таинственная история смерти Натали почти не затрагивается. Лишь в финале дочь актрисы, Наташа Грегсон Вагнер (интервьюер большинства «говорящих голов», а также один из продюсеров проекта), беседует об этом со своим отчимом — актером Робертом Вагнером. Из многолетних разборок и споров, связанных с гибелью Вуд, можно было бы сделать еще не один полнометражный док. Лоран Бузеро хочет поговорить со зрителями в первую очередь о жизни Натали.
Большую часть хронометража составляет красочный калейдоскоп нигде ранее не публиковавшихся документальных материалов, связанных с легендарной актрисой. Закадровый голос декламирует отрывки писем, которые Вуд строчила как родным, так и коллегам по съемочному процессу, в то время как на экране мелькают миниатюры из разных фильмов с участием Натали. От «Чуда на 34-й улице» Джорджа Ситона и «Призрака и миссис Мьюр» Джозефа Лео Манкевича, где актриса сыграла небольшие детские роли (ей на тот момент было 6-7 лет), до «Бунтаря без причины» Николаса Рэя и «Великолепия в траве» Элии Казана — больших проектов, благодаря которым Натали Вуд получила мировую известность и первые номинации на премию «Оскар».
Документальная лента Бузеро похожа на лодку без весел, которую несет течение реки. В повествовании нет никакой резкости, хроника жизни Натали движется от роли к роли без неожиданных поворотов и откровений. Авторы явно не ставили перед собой задачи найти некий шок-контент или раскрыть какую-либо тайну, о которой никто не говорит десятки лет. Нет, перед нами очень гармоничное кино, приоткрывающее личное пространство актрисы, матери, жены, дочери и женщины в одном лице. Благодаря беседам Наташи Грегсон Вагнер с друзьями и близкими семьи с экрана льются теплые воспоминания о Натали, которые оставила лишь добрую память о себе.
Лоран Бузеро придерживается традиционной структуры документального байопика об известной личности. Документалист не пытается обрамлять эксклюзивную домашнюю хронику, полученную от дочери Натали, в формат анимации, как это делал Бретт Морген в ленте «Кобейн: Чертов монтаж». Не превращает Лоран, в отличие от Марка Казинса в фильме «Глаза Орсона Уэллса», интервью с друзьями и близкими Вуд в часть своей собственной истории, оставаясь за кадром фильма. Внимание к себе приковывает отлаженное чередование нарезки актерских ролей Натали и «говорящих голов», рассказывающих о работе с актрисой на съемочной площадке.
Так, Роберт Редфорд выражает благодарность иконе Голливуда за ее поддержку на съемках «Внутреннего мира Дэйзи Кловера» Роберта Маллигана и «На слом!» Сидни Поллака, где Редфорд и Вуд играли в главных ролях. Среди тех, кто тепло вспоминает Натали, экс-супруга Фрэнка Синатры Миа Фэрроу, актер Джордж Хэмилтон, актриса Джилл Сент-Джон, с которой Вуд когда-то занималась балетом, и многие другие. Примечательно, что, в отличие от той же Джуди Гарленд, ставшей на долгие годы заложницей роли Дороти Гейл в «Волшебнике страны Оз», Натали Вуд, судя по представленным в фильме свидетельствам и воспоминаниям ее близких и коллег, была актрисой совсем другой породы. Натали могла постоять за себя, актриса была бунтарем, «костью в горле» студии Warner Bros., с которой сотрудничала на нескольких проектах. Вуд с легкостью покидала площадку без объяснения причин, если что-то было не так.
Например, на съемках «Большой гонки» Блейка Эдвардса Натали Вуд добилась заработной платы, равной той, что получали актеры-мужчины. На дворе 1964-й, женщина в Голливуде добилась равноправия — пусть в частном случае, а не системно — задолго до громких волн феминизма, которыми сотрясают воздух нынешние борцы за права женщин. Выделяя подобные истории из хроники, Лоран Бузеро вместе с Наташей Грегсон Вагнер погружают зрителя в детали личной и профессиональной жизни актрисы. Впрочем, несколько «белых пятен» в документальном фильме остаются: отсутствует в кадре Уоррен Битти — партнер Вуд в картине «Великолепие в траве», с которым у Натали был роман после развода с Робертом Вагнером. Не нашлось места и Кристоферу Уокену, исполнившему главную роль в «Мозговом штурме» Дугласа Трамбалла — последнем фильме, где можно было увидеть Вуд на экране, вышедшем через 2 года после ее гибели.
Появляется Уокен лишь в кадрах хроники: актер дает лаконичный комментарий по случаю трагической смерти Натали. Он, Роберт Вагнер и капитан яхты Деннис Даверн — последние, кто видел Вуд живой. Когда Бузеро и Наташа Грегсон Вагнер подступают к разговору с Робертом о гибели актрисы, чувствуется некоторая тревожность. Бередить старые раны ни дочь Натали, ни Роберт не хотят, их беседа максимально осторожная и даже местами будто заранее оправдывающая Вагнера. Не звучат острые вопросы, никто ни на кого не давит — это и так долгие годы было прерогативой «желтой» прессы, клеймящей Роберта как виновника смерти Натали. Нет никаких сомнений в том, что Наташа Вагнер верит в то, что отчим не убивал ее мать. Конечно, документальная картина Бузеро не положит конец различным спекуляциям на эту тему, но развеять тайну смерти Натали Вуд лента и не в состоянии.
Помимо отсутствия важных для восприятия Вуд персон, документальная лента Бузеро страдает и от однобокого повествования. По сути перед нами лишь одна сторона «медали» Натали Вуд: и в хронике, и в сладострастных беседах с семьей и друзьями вырисовывается исключительно положительный и благополучный образ актрисы. Несложно поверить, что такой Вуд на самом деле и была, но в то же время можно было и добавить в повествование критическое или как минимум неоднозначное мнение о жизни Натали. Возможно, от подобных вкраплений документальный фильм только бы выиграл. Тем не менее перед нами интересный портрет великой женщины, оставившей след и в истории Голливуда, и в сердцах миллионов зрителей по всему миру.