«Два лица войны»: онлайн-выставка фотографий Бориса и Ольги Игнатович
Выставка «Два лица войны» посвящена военным фотографам Борису и Ольге Игнатович, брату и сестре — и тому, как отразилась в их работах Великая Отечественная война. Time Out рассказывает о том, чем удивительны фотографии Ингатовичей и показывает самые интересные кадры.
7 мая Музей Москвы проведет онлайн-открытие выставки «Борис и Ольга Игнатовичи. Два лица войны».
Кураторы выставки, Владимир Самарин (Музей Москвы) и Ирина Чмырева (кандидат искусствоведения, Российская академия художеств), рассказывают о героях новой экспозиции и их работах.
Два года назад сотрудники Музея Москвы Ольга Быдзан и Владимир Самарин начали исследование, целью которого было установить авторство негативов в архиве Бориса и Ольги Игнатович, который хранится в собрании Музея Москвы. Результатом исследования и стала выставка «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны».
Игнатович Ольга Всеволодовна
(1905, Слуцк (ныне Республика Беларусь), по другим данным, Лодзь (ныне Польша) — 1984, Москва).
Фотограф, фотожурналист, военный фотокорреспондент.
Игнатович Борис Всеволодович
(22 марта (04 апреля) 1899, Слуцк (ныне Республика Беларусь) — 04 апреля 1976, Москва).
Русский и советский фотограф, мастер документальной фотографии и психологического портрета, репортер, кинооператор и журналист. Пионер советской авангардной фотографии 1920-х — 1930-х годов, основоположник фотожурналистики, педагог.
Когда началась работа по установлению точных дат и локаций съемки, а также авторства – что было сделано Борисом, а что Ольгой, – выяснилось, что самые знаменитые кадры в освобожденном Красной армией концлагере Освенцим были сняты Ольгой Игнатович…
Страшные и важные доказательства ужасов войны – в объективе женщины-фотожурналиста. Ольга Всеволодовна была одной из пяти женщин-фотографов, снимавших в годы Великой Отечественной войны на фронтах. Но теперь мы понимаем, через съемку каких страшных сюжетов во время Великой Отечественной войны им пришлось пройти.
И, наоборот, разбирая архив музея, сотрудники музея рассмотрели, что цветные фотографии маршалов Победы – Георгия Жукова, Семена Будённого – были сняты самим Борисом Игнатовичем! Эти кадры так широко тиражировались долгие годы, что все забывали указывать (а потом совсем забыли) о том, кто их автор.
Особенность этой выставки в том, что вся она собрана из фотографий с авторских негативов Бориса и Ольги, брата и сестры. Можно увидеть, какими разными были их подходы к съемке, сюжеты, которые они обязаны были снимать (в годы войны они оба были военнообязанными и снимали в рамках редакционных заданий, по приказу). И как, даже в этих условиях, отличается стиль их работ.
И еще, возможно, важнейшее открытие – это понимание значимости творчества Ольги Всеволодовны Игнатович. Ее имя было известно специалистам и раньше, но, рассмотрев 400 ее негативов в собрании Музея Москвы, стало возможным оценить, насколько ярким и самостоятельным автором она была.
«Немецкая фабрика смерти — Освенцим» — под таким заголовком во фронтовой газете «За честь Родины» 28 февраля 1945 года вышла статья Александра Шарова с фотографиями Ольги Игнатович — свидетельства страшной правды о лагере смерти Освенцим. Это первая публикация снимка из серии «Освобождение Освенцима», который Ольга Всеволодовна сделала в конце января 1945 года у распахнутых ворот с печально известной надписью «Arbeit macht frei» — «Труд освобождает».
«Немецкая фабрика смерти — Освенцим» — под таким заголовком во фронтовой газете «За честь Родины» 28 февраля 1945 года вышла статья Александра Шарова с фотографиями Ольги Игнатович — свидетельства страшной правды о лагере смерти Освенцим. Это первая публикация снимка из серии «Освобождение Освенцима», который Ольга Всеволодовна сделала в конце января 1945 года у распахнутых ворот с печально известной надписью «Arbeit macht frei» — «Труд освобождает».
Концентрационный лагерь Майданек был освобожден Красной армией 22 июля 1944 года. К этому времени вся работоспособная часть заключенных была угнана на запад в Германию на другие виды работ. В лагере оставались только больные и истощенные, предназначенные к уничтожению, которого не произошло благодаря быстрому наступлению Красной армии. Ольга Всеволодовна была в группе советских фото- и кинодокументалистов, работавших в лагере после освобождения для того, чтобы зафиксировать правду о тех зверствах, которые происходили в концлагере.
В истории советской фотожурналистики наперечет имена женщин — военных фотокорреспондентов Великой Отечественной войны: Наталья Боде, Ольга Игнатович, Ольга Ландер, Елизавета Микулина, Галина Санько. Кто-то, как Наталья Боде, встал в строй, заменив погибшего мужа-фотожурналиста, кто-то, как Ольга Игнатович, пришел в фронтовую газету на помощь брату. Но каждая из них в годы войны воспринимала свою работу как обыденность и необходимость, без пафоса героизма.
В годы Великой Отечественной войны собаки с санитарными сумками и легкими салазками использовались для нахождения раненых. Вылизывая, собака приводила раненого в сознание, подставляла ему бок с сумкой, чтобы он мог сделать себе перевязку, а когда раненый ложился на салазки, вытаскивала его к своим частям. Из собак формировали ездово-санитарные упряжки. На них раненых вывозили с поля боя, а в обратном направлении доставляли боеприпасы, медикаменты, продовольствие. Одна упряжка высвобождала трех санитаров. На фронтах от Северного до Чёрного моря несли службу 15 тыс. упряжек: они вывезли в тыл около 700 тыс. раненых.
Чтобы получить приглашение на выставку, нужно зарегистрироваться на сайте Музея Москвы.