12 лучших импровизаций в истории кино
Уровень конкретной сцены из фильма обычно зависит от качества сценария и умения актеров воплощать задумки авторов. Однако бывали случаи, когда импровизации привносили в киноэпизоды свои изюминки и даже делали их культовыми. Time Out вспоминает 12 лучших из них.
Аплодисменты Джокера и игра с пультом управления бомбой
«Темный рыцарь», 2008
В «Темном рыцаре» есть сразу две запоминающиеся импровизации Хита Леджера. Первая из них – знаменитые аплодисменты Джокера, а вторая – момент, когда он играет с пультом управления взрывного устройства. Планировалось, что террорист просто дойдет до автобуса и уедет, пока больница взлетает на воздух. Вместо этого Леджер останавливается и начинает дурачиться с аппаратом в руках. Черный юмор актера пришелся весьма кстати.
Самый противный звук в мире от Джима Керри
«Тупой и еще тупее», 1994
В одном из эпизодов герои Керри и Дэниэлса подбирают попутчика. Сперва они начинают играть в «ты водишь», быстро переходя к перебранке. Затем Керри ни с того ни с сего спрашивает у нового знакомого о том, не хочет ли он услышать самый противный звук в мире, после чего издает его сам. Бедолага не выдерживает и просит послушать радио, но вместо этого главные герои начинают петь. Этой сцены в сценарии не было, и все увиденное зрителем является чистой импровизацией.
Режиссеры: Питер Фаррелли, Бобби Фаррелли
В ролях: Джим Керри, Джефф Дэниелс, Лорен Холли
Послушать что-то действительно классное:
9 и еще несколько отличных интернет-радиостанций на любой вкус
История про жену Шона Мэгуайра
«Умница Уилл Хантинг», 1997
Во время одного из сеансов психотерапии герои Робина Уильямса и Мэтта Дэймона рассуждают о несовершенствах людей. Мы видим, как Уильямс перечисляет недостатки своей жены, рассказывая, что она страдала сильным метеоризмом. Смеясь, актер в красках расписывает курьезные ситуации, после чего неожиданно говорит о том, как сильно скучает по умершей супруге. Всю эту историю Робин придумал на ходу, что, видимо, и спровоцировало приступ смеха у Дэймона и самого Уильямса.
Опознание подозреваемых
«Подозрительные лица», 1995
По сценарию во время эпизода с опознанием подозреваемых актеры должны были произнести одну и ту же фразу: «Отдай ключи, чертов ублюдок». Однако точных указаний от режиссера о том, как именно она должна звучать, не было. В итоге, когда полицейские дают команду, каждый из артистов начинает импровизировать. Кто-то говорит максимально отстраненно, а кто-то эпично кривляется.
Режиссер: Брайан Сингер
В ролях: Стивен Болдуин, Гэбриел Бирн, Бенисио Дель Торо
Танец Майкла Мэдсена
«Бешеные псы», 1991
Ранее Майкл Мэдсен признавался, что совершенно не умеет танцевать и понятия не имел, как будет выкручиваться в сцене пытки с полицейским. Однако стоило заиграть музыке, актер начал импровизировать, в результате чего получился культовый танец с отрезанным ухом в его руке. Мэдсену настолько понравилось, что он на ходу досочинил знаменитую деталь этой сцены. Разговор с отрезанным ухом был полной импровизацией и, разумеется, вошел в фильм.
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Харви Кейтель, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Крис Пенн, Стив Бушеми
«А вот и Джонни» Джека Николсона
«Сияние», 1980
Образ психопата-графомана, воплощенный Николсоном, навсегда врезался в память зрителей и во многом обязан особому взгляду на историю Стэнли Кубрика. Однако самая запоминающаяся сцена, ставшая основой для множества мемов, была чистой импровизацией самого актера. Прорубая топором дверь ванной, Джек произносит фразу, позаимствованную в одном из телешоу. В сценарии она отсутствовала.
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд
Слезы Рутгера Хауэра
«Бегущий по лезвию», 1982
На протяжении картины герой Рутгера Хауэра выглядит суровой боевой «машиной», но в финале он демонстрирует свою обратную сторону. После спасения персонажа Харрисона Форда репликант описывает невероятные увиденные им вещи. Затем мы видим импровизацию Хауэра. Улыбаясь и одновременно плача, он произносит фразу: «Все эти моменты затеряются со временем, как слезы под дождем». Эта сцена добавляет концовке фильма особой поэтики и драмы.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг
Песня из «Поющих под дождем» в исполнении Малкольма МакДауэлла
«Заводной апельсин», 1971
В эпизоде, где банда Алекса ДеЛарджа проникает в дом писателя и насилует его жену, есть отдельная гротескная сцена, в которой Малкольм МакДауэлл начинает петь песню из «Поющих под дождем». На самом деле культовая сцена родилась благодаря импровизации актера. Раз за разом переснимая отрывок, Кубрик не получал нужного результата — и в итоге режиссер сказал МакДауэллу просто делать то, что он сочтет нужным.
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Малкольм МакДауэлл, Патрик Мэги, Майкл Бейтс
Оскорбления Сержанта Хартмана
«Цельнометаллическая оболочка», 1987
Добрая часть фильма Кубрика состоит из оскорблений солдат сержантом Хартманом. Одна половина из них была импровизационной, а другая написана лично актером Ли Эрми. Дело в том, что Эрми – настоящий армейский инструктор, которого Кубрик пригласил на съемки после того, как случайно услышал его брань в жизни. Перед съемками актер написал около ста пятидесяти страниц своих фирменных оскорблений.
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Мэттью Модайн, Адам Болдуин, Винсент Д’Онофрио, Р. Ли Эрми
Ярость Леонардо Ди Каприо
«Джанго освобожденный», 2012
На моменте, где между доктором Шульцем и Кэлвином Кэнди должна была состояться сделка, планы протагонистов идут не по плану. Узнав об обмане, Кэнди в ярости хватает Брунхильду и, крича, угрожает убить ее молотком, если она сейчас же не будет выкуплена. Бурная реакция героя была импровизацией Ди Каприо. А до этого актер случайно разбил рукой стеклянный стакан, но проигнорировал боль и доиграл сцену до конца, благодаря чему эпизод получился вдвойне мощным.
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Леонардо ДиКаприо
5 любимых актеров Квентина Тарантино, не попавших в «Однажды в Голливуде»
Смех, танец и холодильник
«Джокер», 2019
В мрачнейшей картине Тодда Филлипса особенно шокирующих импровизационных сцен было несколько. Во-первых, это танец в ванной, поразительно гармонирующий со звучащей в кадре композицией. Хоакин невероятно работает с пластикой тела. Затем происходит сцена с холодильником: Феникс опустошает его содержимое, забирается внутрь и закрывает дверцу. На этом моменте съемочная команда продолжила съемку на несколько секунд, чтобы посмотреть, что актер будет делать дальше. Также Феникс сам придумал жуткий смех, являющийся реальной патологией, которой страдают люди.
Разговор с отражением
«Таксист», 1976
В картине Мартина Скорсезе есть завораживающий эпизод, где Трэвис Бикл разговаривает со своим отражением в зеркале. Мы слышим, как Роберт Де Ниро произносит фразу: «Ты со мной говоришь?» — ее актер придумал сам. Она отлично добавила правдоподобности образу социопатичного ветерана Вьетнамской войны, медленно сходящего с ума.
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Сибилл Шепард, Джоди Фостер