5 худших фильмов о войне в современном российском кинематографе

5 худших фильмов о войне в современном российском кинематографе

Виктория Савина   14 мая 2020
5 мин
5 худших фильмов о войне в современном российском кинематографе

Каждый май мы пересматриваем советские военные фильмы: это безупречная классика, которая выдержала испытание временем. Однако современное российское кино зачастую не может похвастаться тем же уровнем. Почти каждый год появляются новые фильме о войне, и многие из них по меньшей мере неудачные. Time Out вспоминает 5 самых плохих из них.

«Служу Советскому Союзу!», 2012

Действие в «Служу Советскому Союзу!» разворачиваются в трудовом лагере. Когда в окрестностях появляется немецкий десант, заключенные решают дать отпор противникам — а вот их надзиратели дезертируют по приказу начальника.

Стоит начать с того, что ничего даже относительно похожего на подобные события в истории Великой Отечественной войны не было. Но даже если опустить этот момент и воспринимать повествование как большой художественный вымысел, то происходящее в фильме будет противоречить всякой логике. «Служу…» грубо делит весь мир на черное и белое, минует даже малейшие углубления в мотивацию и психологию героев, поверхностно проходится по устройству режима и зачем-то многократно подчеркивает зацикленность персонажей-мужчин на сексе.

Фильм Устюгова вызвал настолько мощный резонанс, что даже Владимир Мединский направил генеральному директору телеканала НТВ Владимиру Кулистикову открытое письмо с призывом отказаться от показа фильма, а вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин призвал НТВ воздержаться от его трансляции. Впрочем, картину все же оставили в программе канала.

Режиссер: Александр Устюгов

В ролях: Максим Аверин, Нонна Гришаева, Юрий Ицков, Сергей Перегудов, Сергей Уманов

 

«На Париж», 2018

Весна, 1945-ый год. Картина Сергея Саркисова рассказывает о компании солдат, которые еще вчера воевали, а теперь празднуют победу. На вечеринке один из персонажей вспоминает довоенный Париж, и в итоге герои решают отправиться в столицу Франции на автомобиле, ранее угнанном у немецких офицеров. Они незаконно пересекают границу, активно развлекаются в борделе и избивают ветерана французского движения Сопротивления.

Даже учитывая тот факт, что жанр фильма заявлен в качестве военной псевдо-исторической комедии, лента изображает солдат в крайне оскорбительном виде, пренебрегая при этом историческими фактами, на которые сама же и ссылается. Юмор в фильме сводится к бесконечному употреблению спиртного, полнейшему отсутствию логики в действиях героев и неубедительным попыткам подчеркнуть «драматические» моменты при помощи слоу-мо. Лента провалилась как финансово, собрав в кинотеатрах 9 миллионов рублей при бюджете в 180 миллионов, так и по оценкам зрителей.

 

«Т-34», 2018

По сюжету осенью 1941-ого года Солдат Ивушкин (Александр Петров) попадает в концлагерь Тюрингии, откуда вскоре начинает планировать побег на Т-34. «Т-34» анонсировался как блокбастер и, соответственно, сравнивать картину со старым военным кино не имеет смысла, в том числе с «Жаворонком» (1964), хотя последний имеет заметное сюжетное сходство с фильмом Сидорова. Проблема заключается даже не в жанре, а в нелогичных сценарных ходах, отсутствии проработки образов персонажей и тяжеловесном экшене. На первый взгляд кажется, что взрывы, звук и динамика на месте, но быстро складывается ощущение, что авторам безразлично, что показывать зрителю. Главное, чтобы было погромче, со взрывами и слоу-мо. Многое из этого выглядит излишне пафосным и попросту ненужным, а романтическая линия и юмор представляют собой сплошные клише. Персонажи лишены детализации — о главном антагонисте мы практически ничего не знаем, а немецкие солдаты обрисованы максимально недалекими людьми.

 

«Герой», 2016

Действие картины Васильева разворачивается в периоды Первой мировой и Гражданской войны, а также переплетаются с современностью. В центре сюжета — история любви поручика Андрея Долматова (Дима Билан) и княжны Веры Чернышевой (Светлана Иванова), которых разлучили идущие одна за другой военные кампании. Основное, на что обращает внимание зрителя фильм — это необъективные причины свержения самодержавия: это показано односторонне и явно расходится с реальностью. Происходящее в ленте создает впечатление, что бунт рабоче-крестьянского движения ничем не обоснован, а его участники попросту беспричинно атаковали высшие сословия. Судя по всему, авторы хотели сделать акцент на разрушении русского духовного фундамента, который якобы был основой мира и благополучия. Выглядит нелепо и смешно.

 

«Союз спасения», 2019

«Союз спасения» показывает уже не войну, а восстание декабристов, но по степени провальности отлично подходит для этого списка. До выхода фильма авторы сообщали, что перед нами предстанут совершенно не те герои, каких мы ожидали увидеть. Это действительно так. Декабристы в картине Андрея Кравчука не особо блещут умом: это сумасбродные и шальные интеллигенты, которые бросили свои семьи. Ради своих идей они собираются пожертвовать многими жизнями, а также страной (!) — к счастью, император зачистил двор от злодеев. Такая интерпретация могла бы показаться смешной, если бы не выглядела пугающей на фоне нынешней социально-политической повестки.

Лента состоит из разрозненных фрагментов с участием множества именитых актеров, которые, кажется, сами не знают, что им играть. В итоге фильм не останавливается ни на одной сюжетной линии и уж тем более не концентрируется на мотивации и личных историях персонажей. Можно было бы сослаться на огромное количество действующих лиц: сосредоточиться на каждом за два с небольшим часа попросту невозможно. Но тогда возникает вопрос – зачем было нужно вводить столько героев?