6 книг великих художников, которые нужно успеть прочитать на самоизоляции
С каждой новой неделей карантина появляется все больше шуток о так и не пролистанных нумизматических альбомах, непройденных курсах по окраске мебели и непросмотренных спектаклях режиссера Богомолова. Возможно, пришло время взглянуть на мир искусства с противоположной стороны. Time Out выбрал 6 книг, написанных великими художниками. Они помогут по-новому взглянуть на творчество мастеров и, возможно, даже вдохновят вас купить свои первые краски и кисти.
Микеланджело Буонарроти
«Дневник Микеланджело. Письма и искусство великого мастера»
Издательство: АСТ, Москва
Год издания: 2019
Микеланджело. Именно этому гениальному флорентийцу принадлежат слова «я просто беру камень и отсекаю все лишнее», произнесенные в ответ на вопрос о том, как ему удается создавать великие шедевры. Художник, скульптор, мыслитель, архитектор — Буонарроти был известен современникам и как поэт. В описаниях клиентов, коллег по ремеслу и даже праздных путешественников Микеланджело фигурирует как человек необщительный, взрывной, резкий в своих высказываниях. Однако в письмах к знакомым и родственникам художник раскрывается с новых сторон: рачительный хозяин, мудрый и тонкий, очень гордый, подчас впадающий в уныние и позволяющий себе «звездные» капризы. Эпистолярное наследие мастера Возрождения — огромная ценность. Кроме отца, брата и племянника, он переписывался с биографом великих художников Джорджем Вазари, поэтессой Витторией Колонна, живописцем Себастьяно дель Пьомбо, отправлял послания королю Франциску I, папам, герцогам. Близким Микеланджело давал советы о ведении быта и поисках жены, покровителям же рассказывал о сложностях и тонкостях в работе скульптора.
Как читать
Предварительно изучив биографию мастера хотя бы в Википедии. Обращать внимание на год написания писем. Внимательно рассматривать в Гугле (или припрятанном до блаженных пенсионных времен альбоме репродукций) произведения, создаваемые великим мастером в год написания того или иного письма. Не судить гения за его привязанности, но попробовать понять муки мятущейся души через его сонеты.
«Спокоен, весел, я, бывало, делом
Давал отпор жестокостям твоим,
А ныне пред тобой, тоской язвим,
Стою, увы, безвольным и несмелым;
«И ежели я встарь разящим стрелам
Метою сердца был недостижим, –
Ты ныне мстишь ударом роковым
Прекрасных глаз, и не уйти мне целым!
От скольких западней, от скольких бед,
Беспечный птенчик, хитрым роком годы
Храним на то, чтоб умереть лютей;
Так и любовь, о донна, много лет
Таила, видно, от меня невзгоды,
Чтоб ныне мучить злейшей из смертей».
Перевод А. М. Эфроса
Леонардо да Винчи
«Суждения о науке и искусстве»
Издательство: Азбука
Год издания: 2019
Даже среди признанных гениев итальянского Возрождения Леонардо да Винчи считается титаном, наделенным гениальностью и знаниями в слишком многочисленных для одного человека сферах искусства и познания. Маэстро не просто интересовали такие области науки, как экспериментальное естествознание, анатомия, механика, математика, искусство войны, оптика, ботаника, гидравлика, палеонтология (и это неполный список). Да Винчи проводил серьезные исследования, был изобретателем и первооткрывателем, его рукописные заметки насчитывают около семи тысяч страниц. Учитывая, что над каждым живописным произведением гений работал довольно долго, остается удивляться, как человек мог успевать реализовывать свои задумки, находясь одновременно в постоянном процессе самообучения?
Краешек этой тайны можно приоткрыть, прочитав небольшую часть личных заметок этого удивительного мастера.
Как читать
Потихоньку продираться через многословность гения, запивая рубиновым кьянти и формируя свои личные предпочтения в оценке репродукций магических произведений. Возможно, понять, что ранний Леонардо вам ближе и после карантина отправиться в Мюнхенскую Пинакотеку смотреть «Мадонну с гвоздикой», а не созерцать спиной «Джоконду», сражаясь за лучшую селфи-зону с китайскими ценителями искусства.
Цитата Да Винчи словно написана сегодня:
«Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу».
Данте Габриэль Росетти
Дом жизни. Поэзия. Письма 1836-1881
Издательство: Азбука
Год издания: 2005
Идейный вдохновитель Братства прерафаэлитов, человек с именем, звучащим как песня, Данте Габриэль Росетти — личность мультиталантливая и неподражаемая. Интересный факт его биографии: художник обожал свою жену и первые годы их совместной жизни изображал ее в каждом женском персонаже своих картин. Он посвящал ей сонеты, книгу с которыми, написанную в единственном экземпляре, и положил в гроб любимой в день ее смерти. Однако через десять лет пересмотрел приоритеты и решил раскопать могилу, дабы извлечь свои поэтические вирши для оффлайн-пользования. Эти сонеты и стали основой сборника «Дом жизни», прославив Росетти еще и как талантливого стихотворца. Издание ценно еще и тем, что каждый сонет можно прочитать и в переводе, и в оригинале. Единственное произведение Росетти в прозе также вошло в сборник.
Во втором томе собраны письма Данте Габриэля к родным и друзьям. Это совершенно очаровательное викторианское чтиво о кошке, которая хромает, о смене вывески на таверне, о рисунках, посланных тетушке Шарлотте для Рождественского базара и других мелочах, живо передающих атмосферу Лондона и предместий XIX века.
Кстати, купить двухтомник сегодня — задача не самая простая, но Time Out выяснил для своих читателей, что это можно сделать на Яндекс Маркете.
Как читать
Начиная с утреннего порриджа и, как минимум, до файв-о-клок — в подробностях разглядывая репродукции, узнавая, какая история лежит в основе каждого из сюжетов. Плавно переходить на сведения о «бедной Лиззи» (Элизабет Сиддал) и ее рисунки, а затем с головой погружаться в марево красок прочих Прерафаэлитов. Предупреждаем: их мир вызывает стойкую зависимость.
«Так свеж ручей, но ты милее втрое:
С твоих густых волос я снял покров
И вижу робкий блеск лесных цветов,
Запутанных в их золотистом рое.
На грани года, в чуждом ей настрое,
Колеблется Весна: на тихий зов
Не тянется терновник из снегов,
Беседки полнит веянье сырое.
Но солнце будит луг в апреле раннем.
Закрой глаза, ты слышишь, здесь и там
Весна проходит легким трепетаньем,
Как поцелуй, по векам и губам,
И целый час Любовь клянётся нам,
Что в сердце снег хранить мы перестанем».
(перевод: Вланес)
Винсент Ван Гог
«Письма к брату Тео»
Издательство: Эксмо-пресс
Год издания: 2018
Художественное наследие Ван Гога огромно — это 2100 произведений. Его картины притягивают цветовыми всплесками, манят в свой мир — мир гениального безумца, человека, получившего признание лишь после самоубийства в возрасте 37 лет.
Обостренное чувство прекрасного, особенное восприятие мира и цвета, душевные расстройства, отягощенные алкоголизмом, привели измученного телом и душой художника в психиатрическую больницу в Арле.
Активная переписка с братом началась с 1872 года и длилась до смерти Винсента. Ван Гог написал Тео более шестисот писем — о своем состоянии, искусстве и жизненном опыте.
Теодор в течение 10 лет оплачивал аренду жилья и ателье, краски с холстами, пребывание в психиатрической клинике и приюте для душевнобольных, а также прочие нужды своего гениального брата.
Винсент пишет в эти годы: «Я не знаю такого лечебного заведения, куда меня согласились бы принять бесплатно на том условии, что я буду заниматься живописью за свой счет, а все свои работы отдавать больнице. Это — не скажу большая, но все же несправедливость. Найди я такую лечебницу, я без возражений перебрался бы в нее».
К примеру, лечащий врач Ван Гога, доктор Рей, долгое время закрывал своим портретом кисти Винсента дыру в курятнике.
Через год Тео предлагает брату перебраться поближе к нему, в Овер-сюр–Уаз. Винсент переходит под наблюдение доктора Гаше, на глазах которого он и совершит самоубийство 29 июля 1890 года. В кармане художника будет найдено письмо к брату со словами: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так…»
«Письма к брату Тео» — удивительная документальная повесть о мире гения, редкая возможность узнать о художнике от него самого, минуя биографов и моралистов. Именно поэтому книга постоянно переиздается разными издательствами.
Как читать
Скорее когда: в конце самоизоляции, дабы не поддаться декадентским настроениям и не упасть в осознание беспросветности бытия. Дожидаясь открытия европейских границ и планируя маршрут из Парижа до Монт Сен Мишель с непременным заездом в Овер-сюр-Уаз, ведь картинам Ван Гога обычно тесновато в сборниках и альбомах. Есть смысл найти несколько любимых и отыскать их копии или репродукции во время поездки — именно такие мелочи делают путешествие незабываемым.
Кузьма Петров-Водкин
«Пространство Эвклида» 16+
Издательство: Азбука
Год издания: 2019
Автобиографическая повесть была написана художником в 1932 году. Это не первая проба пера уже маститого живописца (прославившегося к тому времени своим «Купанием красного коня», картинами «Мать», «Богоматерь», «Фантазия» и др.), а продолжение повести «Хлыновск», где Кузьма Сергеевич вспоминает о детстве в родном городе Хвалынске, заканчивая эту часть жизнеописания главой «Холерный год».
Яркий, оригинальный, образный язык Петрова-Водкина красочно воссоздает картины быта, характеры современников художника, выстраивает перед нами историю его становления как личности под руководством мастера-иконописца, рассказывает о заграничных путешествиях.
В повести ярко прослеживается линия становления будущего художника, изменение его взглядов на искусство, его взаимоотношения с цветом и композицией — всех факторов, которые способствовали зарождению самобытной теории о «сферической» перспективе и «трехцветии».
Заканчивается повесть описанием извержения вулкана Везувий прямо под ногами восторженного художника и его «тлеющего пальто». Это полноценная беллетристика, произведение, выходящее за рамки привычных мемуаров известных людей. Стоить заметить, что текст книги проиллюстрирован рисунками самого Петрова-Водкина.
Как читать
Обложившись исторической литературой. Пытаясь разобраться, какие грандиозные события в России и в мире происходили одновременно с ежедневными испытаниями маленьких людей — тех, что создавали историю и так или иначе влияли на становление будущего художника.
«Толкачев говорил о роскошных залах дворцов, разукрашенных такими картинами, что посетители толкаются в них, принимая их за натуру, что у того же Айвазовского в одном месте так нарисован виноград, что воробьи прилетают его клевать. Говорил также о школе художеств, куда допускаются только избранные во всей России люди, чтоб изучать последние тайны искусства… На этом обычно он останавливался, опускал голову на руки и говорил, как клятву: «Не буду жив, а стану, стану художником!..» Я трепетал от этих слов и про себя мысленно повторял их. Когда Толкачев подымал от рук лицо, на его глазах были настоящие слезы. Он звал парнишку краскотера и говорил ему:
— Сбегай, Троша, за полбутылкой и колбасой… Да не забудь огурец соленый!..»
Сальвадор Дали
«Дневник одного гения»
Издательство: Азбука
Год издания: 2020
Эта книга — мемуары гениального художника, непревзойденного пиарщика и маркетолога, охватывающие период с 1952 по 1963 годы. Если в год выхода «Дневник…» стал объектом насмешливой снисходительности для большинства собратьев по цеху, то, спустя несколько лет — основой для пиар-техник, изучаемых в лучших университетах Европы и Америки.
Пожалуй, и для нашего времени дневник мастера — это не только интереснейшее чтиво, дающее представление о формировании мировоззрения человека, внушившего миру, что он – непревзойденный гений. Это еще и объект, имеющий право называться настольной книгой для всех, кого интересуют технологии продвижения и самопиара.
Недаром «Дневник…» чуть ли не ежегодно переиздается разными издательствами — спрос на «откровения гения» не падает с середины прошлого века.
Как читать
Почти все отзывы на эту книгу сводятся к идее: «не для чтения в маршрутке». Переиначивая эту мысль, можно сказать, что если бы карантин не возник как современное явление, его следовало бы придумать, чтобы ознакомиться с литературой для домашнего чтения. Лучшее решение — приобрести одновременно альбомы с иллюстрациями картин и фотографиями «гения сюрреализма, провокатора и суперзвезды».
Не стоит сильно проникаться идеями Дали: неспроста Джордж Оруэлл сказал, что при изучении творчества маэстро «нужна способность держать в голове одновременно оба факта: и тот, что Дали хороший рисовальщик, и тот, что он отвратительный человек».
Лучше всего воспринимать написанное с немалой долей юмора и, возможно, принять участие в челлендже #изоизоляция, изобразив с помощью подручных средств «Женскую фигуру у окна», растекшиеся часы из «Постоянства памяти» или Галу из «Послесловия».
«Эта книга докажет, что повседневная жизнь гения, его сон, пищеварение, его воспарения, ногти, простуды, его кровь, его жизнь и смерть в корне отличаются от жизни и жизненных проявлений всех прочих представителей человечества. Ибо эта уникальная книга — первый дневник, написанный гением. Более того, единственным гением, которому выпал единственный шанс сочетаться браком с гением Галой, являющейся единственной мифологической женщиной нашего времени».