Рецензия на фильм: «Лицо со шрамом»
Жуткий старик, похожий больше на зомби, чем на человека, крадется по дому с тростью в руках. Мы вправе считать, что видим перед собой сумасшедшего – однако на самом деле это дедушка Фонсо Капоне (Том Харди) играет с внуками в прятки в День Благодарения. Еще он стреляет в крокодилов на рыбалке, беседует с давно умершими коллегами, мочится в штаны и становится все больше похож на персонажа из фильмов ужасов.
Джош Транк запомнился большинству зрителей как режиссер провальной «Фантастической четверки» – фильма, который при всех недостатках был не совсем лишен божьей искры. Тем не менее ужасная обстановка на съемках, студийные ножницы и тот факт, что Транк в своем сценарии умудрился нарушить родственные связи между Джонни и Сью Шторм, просто похоронили картину. Фанаты уничтожают и за меньшее. После скандала режиссер признавался, что получил серьезную психологическую травму и долго не мог взяться за новый проект, да еще с самим Томом Харди. Тем не менее, проект этот состоялся и вышел в прокат в назначенный срок – правда, не в кинотеатрах, а на стриминговых платформах, что можно отнести к немногим положительным последствиям пандемии коронавируса.
Транк обращается к той части истории Аль Капоне, в которой он уже не король преступного мира, наводивший ужас на Чикаго, а слабоумный старик, пожираемый сифилисом. Название, которое дали фильму в России, отдает изрядной иронией: «Капоне» это на самом деле анти-Де Пальма. Тот, взяв за основу своего фильма биографию знаменитого гангстера, дал Капоне быструю, хотя и поучительную смерть. Транк же показывает нам старое, изломанное, уродливое чудовище, которое быстро теряет остатки человеческого облика и достоинства, не вызывая при этом ни малейшего сострадания. В ход идет все – и внезапное опорожнение кишечника, и текущая изо рта слюна, и кошмарные крупные планы язв, и флешбэки, в которых уже обезумевший Капоне видит самого себя во всем блеске силы и кровожадности. Близкие хотят от Капоне любви и приличного поведения, ФБР – спрятанных бог знает где денег, а сам он бродит по внутреннему «Оверлуку», ключи от которого давным-давно выбросил своими руками.
Где-то здесь должна быть очень свежая мораль о посеянном и пожатом. Собственно, она не замедляет явиться, причем не под финальные титры, а в самом начале, после чего крутится и крутится где-то неподалеку, как голодная собака вокруг запаха колбасы. Самой колбасы при этом не существует, то есть фильм начисто лишен признаков сценария, запоминающихся второстепенных персонажей (никто из довольно известного состава не стоит упоминания) и даже режиссерской работы. Вместо этого у Транка есть человек в пластическом гриме, который может сыграть все, что угодно, одним взглядом налитых кровью глаз, но вряд ли способен разорваться на пять хлебов и двух рыбок. Парадоксально, однако главной слабостью «Лица со шрамом» является самая ее сильная сторона, то есть блестящий актерский талант Тома Харди.
Все, что он делает в этом откровенно плохом фильме, достойно восхищения. Мало кто может с такой легкостью переходить от звериных повадок к человеческой беспомощности и потерянности. Мало кто может так заполнять собою все пространство, что зритель готов со страхом отодвинуться подальше от экрана. Мало кто способен так убедительно быть безумным: иногда кажется, что Харди выгуливает того себя, с которым не хотел бы иметь дела ни при каких других обстоятельствах. Все это весьма эффектно, но режиссеру, работающему с таким материалом, нужно чувство меры, которого Джош Транк лишен начисто. В результате виртуозная игра Харди выглядит то нарочитым набором актерских трюков, то заставляет задуматься о том, сколь органично смотрелся бы он, например, в роли Голлума – на камушке и с рыбой в зубах.
Да, это неподобающая мысль для серьезной драмы о грехах и воздаянии. Но досмотреть без нее фильм Транка до конца просто невозможно.