7 популярных мифов о московском метро
Метро в Москве могло быть построено еще до 1917 года
Первые проекты метро появились в конце XIX века, но не получили поддержки духовенства. Спуск под землю показался церковнослужителям прямой дорогой в ад. Против выступили и извозчики: метро лишило бы их источника заработка. Так и произошло, но лишь полвека спустя, когда стало очевидно, что наземный транспорт не справляется с потоком пассажиров, и началось строительство железных дорог под землей.
В московском метро есть станции-призраки
Призраками называют станции, недоступные пассажирам – законсервированные, строящиеся или закрытые. Так, долгое время самым известным «призраком» московской подземки была станция под проектным названием «Волоколамская» на перегоне «Тушинская» – «Щукинская». Но в 2014 году призрак приобрел вполне осязаемую форму и превратился в станцию «Спартак».
А вот от спроектированной в 30-е годы, но так и не достроенной «Советской» пришлось окончательно отказаться: уклон тоннелей оказался неподходящим. Считается, что подземные выработки «Советской» занимает бункер штаба Гражданской обороны Москвы.
Тоннели «глушат» сигнал, и в метро всегда будет плохая сотовая связь
Можно ли мечтать о хорошей связи, когда спускаешься под землю? Тоннели спроектированы таким образом, чтобы при необходимости выполнять функцию необнаружимого убежища: покрытые тюбингами, они плохо пропускают сигнал.
Однако по мере демилитаризации доступ в глубины метро получили провайдеры услуг, в том числе операторы мобильной связи, и сегодня сигнал есть практически везде.
В Москве только три метромоста
Как правило, если линия метро сталкивается с водной преградой, ее проводят под водой. Однако это не всегда возможно, и тогда одним из решений становятся метромосты. Самыми известными конструкциями считаются Смоленский (однопролетный мост через Москву-реку между станциями «Смоленская» и «Киевская»), Лужнецкий (двухъярусный арочный мост на станции «Воробьевы горы») и Нагатинский (совмещенный мост через Москву-реку между станциями «Технопарк» и «Коломенская»).
Но на самом деле метромостов в столице восемь. Существуют еще Преображенский мост через Яузу между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», Медведковский – самый маленький мост, проходящий через реку Яузу в районе сквера по Олонецкому проезду, и Митинский – метромост через Москву-реку, расположенный между станциями «Волоколамская» и «Мякинино». Измайловская эстакада между станциями «Партизанская» и «Измайловская» не проходит над водой, но все равно считается метромостом. А еще есть метромост в депо «Лихоборы», который идет через реку Лихоборку — правда, обычные пассажиры вряд ли когда-нибудь смогут по нему прокатиться.
Московское метро построено в соответствии с зодиакальной системой
Немало легенд связано с Кольцевой линией. Некоторые уверены, что Москву можно разделить на так называемые зодиакальные сектора, а двенадцать расположенных кругом станций – ключевые пункты, каждому из которых соответствует определенный знак.
Однако более правдоподобной кажется версия, связанная со столичным статусом города: Москва – центр железнодорожного сообщения, и в ситуации, когда между некоторыми городами нет прямых поездов, Кольцевая линия, соединяющая семь из девяти вокзалов столицы, существенно облегчает жизнь москвичей.
Мужской и женские голоса в метро настраивают москвичей на нужный лад
Каждый, кто хоть раз приезжал в столицу, знает: на пути в центр станции объявляет мужской голос, а из центра – женский. Эта особенность породила версию, согласно которой по дороге на работу пассажирам лучше слышать мужчину – сработают подсознательные ассоциации с начальством, это поможет сосредоточиться и настроиться на деловой лад, а по дороге домой – мягкий женский тембр, напоминающий зовущую домой маму или жену.
На самом же деле разные голоса нужны для удобства слабовидящих пассажиров. Этот способ ориентирования был предложен Обществом слепых в 1984 году и используется по сей день.
По кольцевой линии ездит поезд-фантом
Существует легенда о «поезде-призраке», который появляется на Кольцевой линии после полуночи. Он перевозит заблудшие души, отчаявшиеся найти путь в мир живых. Состав всегда наполнен пассажирами, а в кабине машиниста сидит мужчина, одетый в форму 40-50-х годов. Останавливаясь на каждой станции, поезд, тем не менее, почти никогда не открывает двери. И если войти в него можно, то выйти – нет.
На самом деле по путям регулярно ходят пустые транзитные поезда, которым необходимо пройти техническое обслуживание в депо, и некоторые из них – старого типа. Такие поезда почти всегда останавливаются на станциях, но никогда не открывают двери. Этот факт, конечно, лишь подкрепляет легенду о перевозке заблудших душ, которая постепенно обрастает все новыми подробностями.