Денежный петух, путешествия во времени и зверь Апокалипсиса: суеверия московского метро
Традиционные «талисманы», приносящие удачу пассажирам московского метро, загадочные барельефы из писаний об Апокалипсисе, таинственные призрачные кони, забегающие в поезд... Time Out опросил москвичей, которые верят в паранормальные явления, и составил путеводитель по основным «местам силы» нашей подземки, мимо которых нельзя пройти просто так.
«Площадь революции»: кладезь тайного знания
Если верить знатокам, то прогулявшись по этой станции, можно основательно облегчить себе существование, загадав десяток самых важных желаний. Главное, не перепутать объект обращения и ритуал, поэтому на «Площади революции» мы задержимся подольше.
Конечно, самый главный исполнитель желаний — Собака. Если потереть нос овчарки, сидящей рядом с пограничником, день сложится удачно. Для усиления эффекта эксперты рекомендуют потереть носы всех четырех собак, «обитающих» на станции. Те, кто хочет настоящих гарантий, обращаются к псу по имени Мухтар, трут также его лапу и, чтоб наверняка, колено сопровождающего солдата.
Перейдем к фигуре Женщины с петухом. Она на «Площади революции» заведует финансами. Для решения денежных проблем достаточно потрепать птицу по гребешку. И, да! Не пускайте свое благосостояние на самотек — потрите гребешки всех петушков на станции и заодно коленки их хозяек.
Тем, кто хочет уволиться со скучной работы, но пока колеблется, прямая дорога к «Революционному матросу с наганом» (потираем оружие, набираемся решимости). Перед защитой курсовой и даже докторской трем карандаш бронзового ученого.
Матрос-сигнальщик отвечает за захватывающие путешествия (трем сигнальные флаги), суровый бронзовый рабочий помогает бросить курить (натираем гранату), а молодая мать заведует вопросами брака и деторождения (трем колено).
Проблемы несчастной любви решает Студентка. Фамильярности комсомолка не терпит, поэтому ради счастья в личной жизни достаточно потереть туфлю красавицы. Приложились к обуви остальных станционных студенток? Хуже не будет!
Конечно, современная пандемия научит нас тереть носы статуям собак и гладить бронзовых младенцев исключительно в перчатках.
«Белорусская»: партизаны — путешественникам
Вестибюль станции «Белорусская-кольцевая» со скульптурой, посвященной белорусским партизанам авторства Орлова, Рабиновича и Слонима, был открыт в 1952 году. Так как станция эта — вокзальная, троица из сопредельного государства считается покровителем людей, отправляющихся на отдых или в командировку; либо приезжающих в город.
Как известно, отдыхающие часто ищут внимания противоположного пола: девушкам, которые хотят закрутить курортный роман, стоит потереть дуло автомата молодого партизана. А юношам – автомат девушки.
Вновь прибывшие гости столицы любят «поздороваться» за руку с пожилым сидящим партизаном — говорят, это приносит удачу в делах. Откуда такая информация у гостей столицы – неизвестно.
«Динамо»: загадай желание
Во время Великой Отечественной войны станция метро «Динамо» (открыта в 1938 году) использовалась как бомбоубежище, и ее стены хранят немало воспоминаний испуганных горожан, искавших спасения во время бомбежек. Но станция памятна москвичам не только негативными эмоциями. У спортсменов с давних пор повелось загадывать желания напротив одного из 60-ти круглых панно, украшающих «Динамо», среди персонажей которых — представители различных видов спорта, в том числе — футболист, теннисистка, альпинист, фигуристка, лыжник и другие спортсмены. Многие ученики спортивных школ, проезжая «Динамо» перед серьезными стартами, выходят из вагона и проводят минуту-другую возле «своего» спорта. И многим это проносит победу! Говорят, что порой загадывать желания выходят даже кандидаты и мастера спорта.
«Киевская» кольцевая: красноармеец с мобильником
Внимательно присмотритесь к мозаичному панно «Борьба за Советскую власть на Украине» на одном из пилонов. На нем красноармеец болтает по мобильному. Ошибка? Обман зрения? Нет, на картине действительно телефон, первый переносной FF-17, его разработали в Германии еще в 1910 году. Однако некоторые пассажиры верят, что мозаичный боец — символ путешествий во времени, которые в московском метро, оказывается, случаются довольно часто. Эзотерики утверждают, что временные порталы легче всего открываются именно под землей, а очевидцы рассказывают о том, как по дороге на работу оказались в 50-х, а то и в 20-х годах.
Ненадолго, на один перегон между станциями, но, по ощущениям, это могло длиться несколько часов. Одна из «путешественниц во времени», Ольга из города Пушкин, так вспоминает произошедшую с ней удивительную историю: «Не доезжая до «Красных ворот», поезд резко затормозил, погас свет, и вдруг мимо довольно медленно проехал встречный состав, наполненный веселыми людьми, которые выглядели так, как будто едут на поезде метро впервые. Одеты они были в соответствии с модой середины прошлого века».
А вот москвичу Александру на перегоне между станциями «Измайловский парк» и «Первомайская», там, где поезд выходит на поверхность, привиделись конные всадники времен гражданской войны. Мужчина подумал, что это снимают кино, но тут один из бойцов, видимо, раненный, вместе с конем ввалился в вагон и растаял, словно туман на глазах у испуганных пассажиров… Кроме видений, все очевидцы отметили при прибытии на следующую станцию отставание механических наручных часов на несколько минут.
«Достоевская»: классика на страже финансов
Самое резонансное убийство в русской литературе, изображенное на одной из здешних мозаик, призвано напомнить пассажирам о творчестве Федора Михайловича. Но знающие люди говорят, что если посмотреть на изображение старушки-процентщицы хотя бы в течение минуты, вас ждет сюрприз. Главное, не использовать силу мозаики слишком часто, а то не факт, что сюрприз будет приятным.
«Перово»: нас окружают адские звери
Вестибюль этой станции оформлен изображениями мифологических существ: райской птицы Сирин, вещего Гамаюна, крылатого коня, солнышек с веселым и печальным лицом и льва. Последний вызывает множество вопросов со стороны бдительных граждан. Говорят, перовский лев очень похож на зверя Апокалипсиса, по крайней мере, как о нем рассказывают в Писании: «….хвост аки змий, из пасти огнь и сера…».
На этом фоне еще загадочнее становятся рассказы очевидцев о том, что монтажник этой работы никому не известен. Художественный проект был выполнен Любовью Новиковой и Виктором Филатовым на основе русского прикладного искусства, а монтировал композицию, как говорят, никому не известный человек. Работники станции говорят, что после того, как специалист закончил работу, он бесследно исчез. Поэтому про эффект от изображений на станции суеверные москвичи побоялись нам рассказывать.