7 причин посмотреть сериал «Нормальные люди»
После «Фрэнка» с необыкновенным Майклом Фассбендером и «Комнаты», открывшей молодого актера Джейкоба Тремблея, режиссер Леонард Абрахамсон вернулся с сериалом «Нормальные люди» — экранизацией романа Салли Руни, писательницы-вундеркинда, которую называют «Сэлинджером для поколения снэпчата». Time Out разбирается, чем примечательна новая ирландская драма о любви двух разных людей.
1
«Нормальные люди» (Normal People) — всего лишь второй роман Салли Руни, который, однако, успел наделать шума еще до официального появления на прилавках Великобритании. Уже в июле 2018 года книга попала в лонг-лист Букеровской премии. За первые четыре месяца было продано 64 тысячи экземпляров. В январе 2019 года «Нормальные люди» удостоились Costa Book Award — одной из наиболее авторитетных премий Великобритании. Вопрос экранизации довольно оперативно решился в том же году — канал BBC Three купил права и решил вместе с Hulu делать мини-сериал.
Действие происходит в период финансово-экономического кризиса в Ирландии (середина 2000-х – начало 2010-х). Двое подростков, статный Коннел и тихоня Марианна, несмотря на то, что принадлежат к разным социальным группам, неожиданно сходятся и начинают встречаться. Череда различных ситуаций, в которые попадает каждый из них, раз за разом то разрушает, то воссоединяет пару. В конце каждого эпизода надежда на их воссоединение тает как лед, но уже в начале следующей серии вы вместе с героями снова поверите, что все возможно.
2
В центре сюжета — максимально непохожие друг на друга образы, которых сталкивает, казалось бы, случайность. Коннел Уолдрон (Пол Мескал) — звезда местной команды по футболу, популярный в школе красавчик, магнитом притягивающий к себе любую девушку. При этом у парня мягкий характер и доброе сердце — правда, зритель об этом узнает не сразу. Уолдроны живут небогато, и его мать находит работу в роскошном доме семьи Шеридан. Марианна Шеридан (Дэйзи Эдгар-Джонс) совсем не похожа на Коннела ни характером, ни социальным статусом. Она не умеет сходиться с людьми: более того, одноклассники ее травят и в школе она считается изгоем. Девушка умна и начитанна, но это скорее ухудшает ее положение, чем улучшает.
От поверхностного противопоставления «Нормальные люди» уже в первых эпизодах оперативно переходят к более детальному, глубокому прорабатыванию различий главных героев. Помимо межличностной драмы, повествование наполнено и остроумным юмором, и трепетным отношением к людям, которым только предстоит делать первые шаги во взрослой жизни. Но материальное неравенство Коннела и Марианны так или иначе будет всплывать на протяжении всех 12 эпизодов сериала, ненавязчиво напоминая о социалистических убеждениях автора первоисточника.
Эксклюзивные репортажи со съемок сериалов:
3
Леонард Абрахамсон и Хетти Макдональд точно уловили дух первоисточника и, как и автор книги Салли Руни, легко и непринужденно преподносят зрителю разные взгляды героев на жизнь. Благодаря прерывистому повествованию мы не успеваем ни устать от персонажей, ни пресытиться ими: школьные годы сменяются студенческими, а те в свою очередь более поздними отрывками из жизни Коннела и Марианны. Сама Руни приложила руку к сценарию экранизации, и в результате благостное и несколько наивное (в хорошем смысле) ощущение юности перетекло из книги в сериал.
В представлениях героев лучшее — это то, что обязательно должно ждать впереди, развитие бесконечно — нужно лишь знать, куда идти. Правда, столь оптимистические взгляды на жизнь довольно быстро сталкиваются с экономической обстановкой и гнетущей реальностью. Как и нынешние 20-летние, Коннел и Марианна не знают, кем хотят стать в будущем, да и до конца не уверены, что оно вообще для них когда-нибудь наступит. Пресловутое «дом-семья-работа» не для них. Как и в книге, персонажи раскрываются благодаря телесности, интимности, сексуальному напряжению. Вместе с ними накаляется и драма отношений пары.
4
Казалось бы, что нового можно рассказать в сериале о взрослении и первых чувствах? Создатели вплетают в историю набор вопросов и тем, которые поднимают миллениалы и на страницах книги, и за ее пределами. Так, Коннел, выросший в небогатой семье, будет переживать комплекс «чужого среди своих», оказываясь в новых обстоятельствах. Марианна, не по годам умная и сообразительная, в какой-то момент окажется в абьюзивных отношениях с бывшим однокашником, компенсирующим детские травмы садистскими наклонностями. В нагрузку также пойдут домашнее насилие, депрессия и суицидальные наклонности.
Благодаря талантливому сочетанию интимных сцен, неподдельных эмоций актеров-дебютантов и крупных планов, которыми операторы Сьюзи Лэвэлл и Кейт МакКалло прямо-таки балуют зрителя, «Нормальные люди» позволяют зрителю стать полноправным участником событий, достигая эффекта присутствия. Ассоциировать себя с юными героями достаточно легко — мы узнаем в них те же сомнения и комплексы, чувствуем ту же «ничем не объяснимую» боль.
5
Игра актеров заслуживает отдельного упоминания. Да, безусловно, в первоисточнике персонажи прописаны довольно детально, но перенести те же образы со страниц книги на малые экраны — большая работа, с которой безупречно справились исполнители главных ролей. Авторы сериала выбрали необходимый тон повествования, благодаря которому мы без труда считываем и глубокие внутренние переживания героев, и кризисы их мировосприятия, происходящие с завидным постоянством.
При этом изобилие эротики не ставится во главу угла «Нормальных людей». Постельные сцены сняты без излишнего смакования деталей и процесса, и служат не столько для эксплуатации подтянутых тел красивых актеров, сколько для подчеркивания глубины чувств героев друг к другу. Скорее всего, в реальной жизни такие различия в характере и социальном статусе разрушили бы отношения героев. Однако Коннел и Марианна раз за разом оказываются в одной постели. Так авторы хотят напомнить, что эти двое — не просто «нормальные люди», а скорее две половинки одного целого.
6
Один из важнейших посылов как книги, так и ее экранизации — деконструкция образа «нормальности», насаждаемого широкими массами. Устами своих героев Салли Руни пытается сказать: «Ребята, нормальность — не панацея». Коннел и Марианна большую часть хронометража пытаются подстроиться под условно объективное понятие «нормальности», но всякий раз реальное положение дел ставит им подножку. Как и другие представители поколения, главные герои вторгаются во взрослую жизнь, таща за собой кучу неразрешенных проблем и ворох детских комплексов, с которыми никто и не думал работать, а стоило бы.
Абрахамсон и Макдональд подходят к своей режиссерской задаче по-своему. В первых шести эпизодах, снятых Абрахамсоном, больше внимания уделено Марианне, а в заключительных сериях, поставленных Макдональд — Коннелу. Так, в финале немногословная, но художественно выразительная панорама севера Макдональд будет превалировать над острыми диалогами — визитной карточкой Абрахамсона в первых сериях.
7
«Нормальные люди» отчасти навевают ассоциации с «13 причинами почему» и «Эйфорией». Но ирландский мини-сериал более мелодраматичен и тактилен, да и деконструирует подростков лишь треть серий. Конечно, сравнение произведения Руни с «Над пропастью во ржи» скорее абстрактны — Коннел и Марианна совсем не похожи на Холдена Колфилда. Их столкновения яркие и неизбежные, как и их чувства, то полыхающие на экране, то засыпающие поодаль друг от друга. Разобраться в своей (не)нормальности герои будто не в состоянии. Однако благодаря тонкому языку литературы и талантливой режиссуре молодые люди нащупывают-таки способ самовыражения; находясь в разных городах и странах, герои пишут друг другу электронные письма.
Уподобляясь в какой-то мере «Одиночеству в сети» Януша Л. Вишневского, сериал заставляет зрителя «слышать» тексты писем Коннела и Марианны, в которых обоим удастся выразить то, что всякий раз они не могли сказать друг другу при встрече.