Готический вестерн, роуд-муви и легкая эротика. 5 киношедевров от пяти гениев
Сегодня TimeOut предлагает вам пять фильмов от пяти признанных классиков мирового кинематографа. Фильмографию мастеров такого уровня стоит смотреть целиком, поэтому в подборку включены те картины, с которых можно начать долгую и радостную дружбу.
Федерико Феллини
«Маменькины сынки»
Без Феллини мир был бы явно менее веселым местом. Режиссер своими творениями подтверждает, что художник всегда пишет о себе. Свои детские мечты, свои эротические фантазии, свою нежную любовь к родине, даже отдельных людей он вложил в каждый свой фильм. Смотришь порой на его персонажа и думаешь – это могла придумать только сама жизнь!
«Маменькины сынки» – один из первых его фильмов. Послевоенная Италия. Пятеро молодых людей с горящими глазами вступают в возраст, когда жизнь открывает человеку все свои прелести. То время, когда хочется мечтать, влюбляться в первую незнакомку, творить, а главное шататься с друзьями по родному городку и бесконечно опьяняться. Однако у молодости есть один большой минус – она не вечна.
К радостям все чаще начинают добавляться «взрослые» слова: ответственность, работа, обязательства; городок оказывается мертвым захолустьем, и все чаще парни начинают ощущать свою бесполезность в этом мире. Хотя друзья еще пытаются заполнить пустоту внутри кутежами, близится момент, когда каждого судьба поставит перед главным вопросом молодости. Чего ты хочешь – мечтать о хорошей жизни или жить ей?
Эмир Кустурица
«Помнишь ли, Долли Белл?»
Начали с Феллини, а продолжим «Балканским Феллини» – именно такая репутация витает вокруг Эмира Кустурицы. Цыганские песни, балканские пейзажи, своеобразный быт создают привлекательную экзотику его лент. Сложно представить другого режиссера, чье творчество было наполнено такой неподдельной искренностью и теплой любовью. Кто еще умел находить в людях настоящую красоту, далекую от глянцевой пошлости.
«Помнишь ли, Долли Белл?» – полнометражный дебют Кустурицы. Герои, в целом, похожи на прошлых, разве что помладше. Несовершеннолетние парни только попробовали свои первые сигареты и теперь каждый день мечтают о девочках, шатаются по развалинам советской Сербии и пытаются постичь искусство гипноза. Лето же на дворе, делать нечего.
Как-то раз один местный всеми любимый бандит сбегает из тюрьмы и просит одного из компании, Дино, приютить на голубятне свою девушку. Оказывается, что в нескольких шагах от героя теперь будет жить мечта каждого подростка – исполнительница эротических танцев Долли Белл. Она откроет Дино путь в манящий мир взрослых. Способность Кустурицы снимать обнаженное тело придает его девушкам сходство с греческими статуями. Но вскоре он покажет свою темную сторону, в которой есть грязь, цинизм, боль и несправедливость, ведь когда Долли переступит порог голубятни, Дино еще не будет знать, что часто мужчине приходиться драться за свое счастье.
Джим Джармуш
«Мертвец»
Джим Джармуш – настоящий кинодоктор. По вопросам душевной истощенности и сосущей грусти обязательно обращайтесь к нему. Он обладает невероятной способностью снимать фильмы совершенно ни о чем, при этом вбирающие в себя все ваше внимание. В одной из его ранних картин главный герой просто бродит по городу и болтает с людьми. Не оторваться.
В американском поезде времен Дикого Запада молодой Джонни Депп, то есть Уильям Блейк, едет к черту на куличики за новой жизнью.
Режиссер: Джим Джармуш
В ролях: Джонни Депп, Гэри Фармер, Криспин Гловер, Майкл Уинкотт, Джон Хёрт, Гэбриел Бирн, Джаред Харрис, Билли Боб Торнтон, Альфред Молина, Лэнс Хенриксен, Игги Поп, Стив Бушеми
США, 1995 г.
По веселому выпаду судьбы он встречает там любовь и проблемы, а если быть точнее – смерть. Потому что нечего лезть в постель, не узнав о бывших. Но Блейка выхаживает странный индеец, увидевший в молодом человеке поэта Уильяма Блейка – своего кумира. Новый друг, по имени Никто, становится проводником героя до места «откуда приходят и куда возвращаются все духи».
И во время путешествия близорукий герой вдруг начинает стрелять точно в цель, что помогает ему отбиваться от атак охотников за головами, внезапно направивших свои алчные лапы к горлу Уильяма. Прорубая себе путь по маршруту индейца, герой будет пытаться понять зачем это все нужно, кто такой его проводник, и кто такой он сам.
Франсуа Трюффо
«Американская ночь»
Франсуа Трюффо известен, как один из родоначальников французской «Новой волны» в кинематографе. Но многие не знают, что мастер не долго там задержался, чтобы продолжать искать себя в открытом море. «Американская ночь» – одна из поздних его работ, и в ней хорошо виден сложившийся почерк художника.
Действие происходит на съемочной площадке кинофильма. Режиссер Ферранд, которого играет сам Трюффо, снимает новый проект, но тут как в старой поговорке: Колумб хотел в Америку, а матросы хотели домой. Пока творец думает, как снять сцену, актеры решают свои любовные дела, массовка разбегается, сценарист вообще уезжает в Японию, так что даже сцену не переписать. Главная прелесть «Американской ночи» как раз состоит в этих маленьких закулисных дрязгах, без которых не обходятся съемки ни одного фильма. Съемочный коллектив показан единым организмом, но в целом – нужно это все только бедному режиссеру. От этого и казусы.
После просмотра вы поймете, почему эта профессия занимает первую строчку по количеству инфарктов. Также Трюффо показывает отдельные моменты из жизни работников кино, о которых во время просмотра не задумываешься. Например, уморительный эпизод, когда режиссер пытается заставить кота попить молока в кадре, и как животному начхать и на молоко, и на искусство. А ведь на экране ты увидишь только милое животное. Поэтому не зря слоганом фильма стала фраза: «Кино для тех, кто любит кино».
Микеланджело Антониони
«Забриски-пойнт»
Картина для тех, кто больше всего любит в кино послевкусие. Чтобы оно жило в душе неделю или две, после чего пересмотреть еще несколько раз, чтобы уже окончательно понять заложенную мысль. Микеланджело Антониони других лент не снимал.
Америка периода вьетнамской войны. Параллельно развиваются истории двух персонажей, студента-участника антивоенного движения и секретарши в крупной компании. Обоих грызет неприятие своей рафинированной реальности, однако если парень это чувствует, то девушка лишь смутно догадывается. Их случайная встреча в пустыне внесет много изменений в мировоззрение каждого из молодых людей.
Простой и незатейливый сюжет занимает в «Забриски-пойнт» второстепенное место — идея раскрывается в визуальных метафорах Антониони. Например, в ленте интересно показан контраст между задыхающейся от рекламы, машин, «декоративности» цивилизацией и свободной монументальной природой. Середина и конец фильма — это вообще один большой образ, которому сложно найти единственную трактовку. Однако помимо приятной мозговой работы кино может вам предложить еще кое-что — одну из самых красивых любовных сцен, когда-либо снятых.