Черная клюква: смотреть или не смотреть сериал «Великая»?
Вокруг сериала «Великая» сценариста Тони МакНамара вторую неделю ломаются копья и летят клочки по закоулочкам. Дошло до того, что особо рьяные противники этого псевдоисторического хулиганского аттракциона обвиняют проект в русофобии и в «преднамеренном осквернении российской истории». Фанаты, наоборот, восхищаются авторской смелостью и умением работать в жанре абсурда. Но так ли страшна «Великая», как ее малюют? Time Out пробует разобраться в основных «за» и «против».
6 аргументов в защиту «Великой»
1
Никакого отношения к исторической реальности «Великая» не имеет. Сценарист Тони МакНамара («Фаворитка») выдает Екатерину замуж за императора Петра, сына Петра Великого, знакомит ее с императорской теткой Елизаветой Петровной, дрессирующей бабочек, и робким индусом-девственником с фамилией Орлов; Екатерина учится выживать в мире, где женщины не умеют читать, а любезный супруг развлекается тем, что украшают трапезу головами врагов, которым выдавливает глаза…
Все это может показаться бредом сумасшедшего или отсебятиной ленивого дошколенка, не желающего открывать букварь (ведь у нас даже двоечник знает, что Петр III был не сыном, а внуком Петра I, что на престоле в это время сидела Елизавета Петровна, которая уж точно не увлекалась дрессировкой насекомых и т.д.). Тем не менее, это не бред и не набор ляпов, а особые правила игры: МакНамара осознанно выбрал жанр псевдоисторической клоунады, фарса, анекдота.
Поэтом обвинять «Великую» в искажении чего-либо – дело неблагодарное. С тем же успехом можно критиковать анекдоты про Чапаева за несоответствие фактам.
Или воспринимать байки про Штирлица как попытку бросить тень на светлый имидж отечественной разведки. Так вот, «Великая» – это тоже анекдот. Только вместо Чапаева и Штирлица здесь Екатерина II и Петр III.
2
С атрибутикой «а-ля рус» Тони МакНамара не церемонится тоже: герои хлещут водку и бьют бокалы с воплями «ура!» («huzzah!»), в царских покоях кто-то протяжно поет «казачок», где-то бродят графы Брежнев и Горький, в морге в поте лица трудится доктор Чехов… А медведь здесь и вовсе тотемный зверь: косолапого верзилу Екатерине дарят в качестве домашнего питомца, на нем (а не на коне) восседает бронзовая статуя Петра Великого и так далее.
Говоря проще, МакНамара собрал в один котел самую развесистую клюкву, которая только возможна – и сделал из ее варева экстравагантную и задорную клюквенную панк-сказку.
3
Сказка ложь, да в ней намек. «Великая» хороша тем, что ее можно смотреть, полностью отключив голову. Тем не менее, перед нами не просто бесшабашная костюмированная клоунада, а очень емкое высказывание о природе власти. Петр III – это вневременная политическая карикатура на власть имущего самодура, которому кажется, что он недостаточно грандиозен по сравнению с великими предками.
Да и Екатерину мы видим через призму иронии: ее представления о безупречном правлении по-детски наивны и вряд ли окажутся жизнеспособными.
4
Не менее важна для проекта и другая тема – антивоенная. О сущности войны как явления сериал расскажет больше, чем многие учебники по истории.
А сцена, в которой хрупкая девушка в голубом протягивает измазанному грязью и кровью безрукому солдату крошечное кокосовое печенье – это одновременно и метафора, и карикатура.
5
Третья тема «Великой» – женская. История Екатерины – это история маленькой наивной девочки, которая пытается выжить в мире мужчин. «Я придерживаюсь мнения, что женщина – тоже человек», – кидает императрица в запале своим придворным.
Что ж, с этим трудно поспорить. Как бы то ни было, без иронии и сарказма в данном случае тоже не обошлось.
6
Жемчужина сериала – луноликая Эль Фаннинг, которая на своих хрупких, белоснежных плечах, как Атлант, держит весь каркас проекта. Ей удается быть обаятельной, естественной и смешной даже в самых нелепых и абсурдных ситуациях, она отлично справляется и с комедией, и с драмой.
Кстати, ее Екатерину хвалят даже те, кто не сумел найти ни одного доброго слова в защиту проекта.
4 аргумента против «Великой»
1
У «Великой» довольно серьезные жанровые проблемы. Если относиться к ней как к черной комедии, то концентрация шуток и гэгов здесь до обидного мала (кому-то даже покажется, что их попросту нет).
При этом шикарная романтическая линия (между Екатериной и ее любовником Лео) никак не состыковывается с потоком туалетного юмора, который льется рекой.
2
Обвинять подобный проект в нехватке целомудрия было бы как минимум странно. (Мы и не собираемся этого делать). Тем не менее, градус пошлости у «Великой» все-таки слишком завышен: сортирные «вольности» встречаются на каждом шагу, а тазовая лексика есть даже в тех сценах, где она сильно мешает.
3
Создавая свою собственную вселенную абсурда, авторы «Великой» пару раз все-таки перегибают палку. К примеру, хор чернобыльских девочек, поющих «Красная армия всех сильней» – это просто очень странная хохма, выбивающаяся из общей тональности.
А вот убийство десятилетнего Ивана (потенциального наследника) и «Вставай, страна огромная» в качестве духоподъемного песнопения (и в иронической коннотации) воспринимается уже совсем по-другому. И чаще всего негативно.
4
Забег на длинную дистанцию оказался для Тони МакНамары и других создателей шоу не самым простым испытанием. После первых двух серий, абсолютно взрывных, сериал сбивается с ритма и начинает топтаться на месте. Возникает ощущение анекдота, рассказанного дважды (а то и трижды): все самое сногсшибательное авторы уже предъявили, а ничего кардинально нового нафантазировать не смогли.
Тем не менее, перевалив через экватор, «Великая» снова начинает набирать обороты, а кое-какие сцены из второй части (например, связанные с вакцинацией или с визитом императора Петра в Швецию) и вовсе можно назвать лучшими во всем проекте.