Онлайн-мероприятия акции «Ночь в музее – 2020» в Москве посетили более 800 тысяч человек
С 16 на 17 мая более 50 московских музеев и галерей приняли участие в общегородской культурно-образовательной акции «Ночь в музее – 2020», организованной Департаментом культуры города Москвы и агентством «Мосгортур». Впервые в истории акция проводилась онлайн, в связи с режимом самоизоляции. Виртуальное пространство позволило расширить аудиторию «Ночи в музее», ее участниками стали тысячи россиян и жителей других стран: онлайн-мероприятия менее чем за сутки посетило 849 983 человека. Для сравнения: в 2019 году акция в столице объединила 529 329 человек.
Онлайн-события акции развернулись на официальных сайтах музеев и галерей, на их YouTube-каналах и страницах в соцсетях Facebook, Instagram, «ВКонтакте». Пользователям социальных сетей были доступны опубликованные видеозаписи, виртуальные экскурсии, онлайн-трансляции, лекции, виртуальные выставки и туры, концерты, мастер-классы, викторины и квесты, перформансы, фильмы, спектакли, творческие встречи, а также праздничные программы и программы для детей.
Самым популярным музеем акции стал Мемориальный музей космонавтики. Одно из его онлайн-мероприятий – «60-ые: наш космический квартирник» – посетили 114 186 человек, а в онлайн-баттле «Космос vs фантастика» приняли участие 108 332 пользователя.
Также в числе лидеров оказался Музей Москвы: его семейный театральный фестиваль «Город в окне» объединил 74 470 посетителей. На виртуальную выставку «Комикс «Мастер и Маргарита». Михаил Булгаков в «бумажном кино», которую проводил Музей Булгакова, пришло 61 777 зрителей. Онлайн-экскурсия по экспозиции Музея истории ГУЛАГа привлекла внимание 60 385 человек, а экскурсия по Музею зоопарка – 57 854 посетителей. Большой посещаемостью были отмечены также: Мультимедиа Арт Музей, Музей-заповедник «Царицыно», Государственный музей А. С. Пушкина, Музей К. Г. Паустовского, Музейно-парковый комплекс «Северное Тушино» и другие.
Организаторы «музейной ночи», помимо традиционных экскурсий и лекций, создали абсолютно новые формы взаимодействия с посетителями. Так, Государственный Дарвиновский музей и Артель свободных художников реализовали необычную коллаборацию «Тени перформансов арт-лаборатории «Клетка», а также интеллектуальную викторину «В царстве Морфея». Музей Есенина, используя возможности zoom-конференции, провел лекцию с сурдопереводом «Большое видится на расстояньи»: интересные факты о жизни и творчестве Сергея Есенина смогли узнать все желающие, в том числе люди с нарушениями слуха. Государственный музей – культурный центр «Интеграция» имени Н. А. Островского провел онлайн-квиз, раскрывающий тайны особняка на Тверской, связанные с писателем Николаем Островским. Посетители Объединения «Выставочные залы Москвы» учились создавать музыкальные треки на мастер-классе «Сэмплирование. Постмодернизм. Гипертекст» курса Ableton Quarantine.
Большой интерес вызвали специальные мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: видеоэкскурсия в Музей Владимира Высоцкого, посвященная музыкальному творчеству поэта о войне; виртуальная экскурсия в Музей обороны Москвы, рассказывающая о Битве под Москвой, дистанционное путешествие в Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34».
Не меньшей популярностью пользовались авторская лекция лучшего гида Москвы по версии Русского географического общества – Егора Сартакова в Доме Гоголя; праздничная программа «Московское чаепитие» в Музее «Садовое кольцо»; «Кусковские истории. Интервью с музейным смотрителем» в Музее-усадьбе «Кусково», а также детские программы с театральными спектаклями и марафон видеоисторий «Ночь музейных путешествий» в Музее Москвы и многое другое.
Специально для «Ночи в музее» Департамент культуры города Москвы в коллаборации с социальной сетью «ВКонтакте», аудитория которой составляет 97 млн активных пользователей в месяц, – провел новые виртуальные проекты. На страницах «ВКонтакте» транслировались онлайн-мероприятия таких столичных музеев, как Мемориальный музей космонавтики, Музей истории ГУЛАГа, Музей Москвы, Музей Булгакова.
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский: «Сейчас, когда музеи закрыты для посещения, было принято немало решений, которые помогли людям сохранить связь с музейной системой. Во время акции «Ночь музеев – 2020» в виртуальном каталоге онлайн-платформы «Музейная Москва» было доступно 397 виртуальных выставок и 47 000 экспонатов! К такому формату мы оказались готовы благодаря тому, что для московских музеев работа в дистанционном режиме не является чем-то особенным – это уже повседневная практика мирового уровня, позволяющая воплощать в жизнь новые оригинальные проекты, в том числе совместные с другими учреждениями культуры. Именно благодаря цифровым технологиям музейная повестка очень разнообразна и интересна, а сами столичные музеи стали центром притяжения и для регионов России, и для других стран, что значительно расширяет нашу аудиторию. В этом смысле онлайн-формат – это мобилизация креативного потенциала сотрудников учреждений культуры города Москвы с их богатейшими знаниями и опытом».
«Ночь в музее» – международная культурно-образовательная акция, посвященная Международному дню музеев 18 мая, проводится в 42 странах. В день ее проведения музеи и другие учреждения культуры работают для посетителей до позднего вечера и даже в ночные часы. В 2020 году акция в Москве проходила в 14-й раз и стала самой необычной – это была «ночь в музее» – не в музее». Онлайн-формат позволил провести традиционную акцию ярко, зрелищно, а также привлечь большое количество посетителей.