Откровения, лица и тела: 5 лучших фильмов Малгожаты Шумовски
1 июня на цифровых платформах состоится премьера нового фильма Малгожаты Шумовски — «Приди ко мне». Этот эффектный хоррор рассказывает историю о свержении патриархата, поиске самоидентификации и обретении свободы. Time Out вспоминает еще пять отличных работ Шумовски, с которыми стоит познакомиться перед выходом новой картины.
«33 сцены из жизни» (2008)
33 sceny z zycia
«33 сцены из жизни» начинаются с теплого вечера в компании состоятельной и интеллигентной семьи, которую вскоре настигнет горе. Мать главной героини, Юлии, заболевает раком, и с этого момента все меняется. В сюжете переплетаются попытки каждого члена семьи справиться с болью, которая проявляется по-разному у всех персонажей. Угасание у Шумовской протекает немногословно, медленно и тускло; иногда ему аккомпанируют редкие, но пронзительные музыкальные вставки. Автор понемногу «вытаскивает» из героев самое сокровенное, концентрируясь на телесности, которая становится проводником для внутренней бури эмоций. В центре событий оказывается Юлия, на плечи которой сваливаются основные проблемы.
В ролях: Юлия Йенч, Петер Ганцлер, Мачей Штур
Несмотря на замужество, она оказывается совершенно одинока и пытается найти поддержки у давнего друга, к которому начинает испытывать сексуальное влечение.
«Откровения» (2013)
Elles
В «Откровениях» состоятельная журналистка Анна берет интервью у студенток-проституток, которые вынуждены таким образом зарабатывать себе на учебу, жилье и жизнь. Незамысловатый с виду сюжет распадается на две линии в виде флэшбеков и реального времени, и это помогает раскрыть внутренние переживания Анны. Параллельно с этим фильм постепенно уходит от плавающих на поверхности проблем иммигрантов и социальных различий, углубляясь в интимный мир героинь. От студенток мы слышим хоть и немногословные, но нетривиальные признания.
В ролях: Жюльет Бинош, Анаис Демустье, Иоанна Кулиг
И все более заметным становится разлад в жизни Анны, который проявляется во взаимоотношениях с семьей, лицемерии и сексуальной зажатости.
«Во имя…» (2013)
W imie…
В свое время картина не получила главного приза на Берлинале, но удостоилась «Приза Teddy за лучший художественный фильм» и «Приза газеты Siegessäule». Шумовска взяла сюжет этого фильма из газетной хроники: в польской прессе разгорелась дискуссия относительно гомосексуальности и церкви. Ее драма рассказывает о священнике Адаме. Герой терзается мыслями о том, что его решение стать священнослужителем было связано с попыткой убежать от собственной ориентации.
В ролях: Анджей Хыра, Матеуш Косьцюкевич, Майя Осташевска
Ежедневно Адам встречается с учениками, корит себя за испытываемые чувства и отказывается принимать себя. Душевные мучения и порывы священника Шумовска передает донельзя чувственно, показывая вместе с ними и тревожные размышления о скором разоблачении и осуждении.
Тело» (2015)
Cialo
Премьера «Тела» состоялась в рамках основной конкурсной программы 65-го Берлинского кинофестиваля, где лента была отмечена призом за лучшую режиссуру. Картина затрагивает темы культа тела, анорексии, переживания смерти близких, семейных взаимоотношений, сексизма и даже запрета абортов. В центре сюжета оказываются следователь Януш и его дочь Ольга, которая с трудом восстанавливается после смерти матери. Герои фильма пытаются решить проблемы высвобождения гнева, прощения, принятия собственного Я и раскрепощения на физиологическом уровне. Для этого Ольга и еще несколько девочек прибегают к специальным практикам. Шумовска наглядно показывает взаимосвязь телесного и духовного уровней. Она заставляет своих персонажей буквально дать волю чувствам, высвобождение которых должно привести к исцелению не только ментальному, но и физическому.
В ролях: Януш Гайос, Майя Осташевска, Юстина Сувала
На протяжении всего фильма надежды на лучшее ощущается мало, однако в финале режиссер все же находит место для истинного чуда, которое появляется оттуда, откуда его не ждали.
Лицо (2017)
Twarz
На сей раз Малгожата Шумовска рассуждает о человеческом лицемерии и церкви, буквально лишая главного героя лица. В центре сюжета – красавец Яцек, живущий в сельском пригороде. Он готовится стать мужем, ходит на местные дискотеки и зарабатывает на стройке, где планируется возведение огромной статуи Христа – больше, чем в Рио. Именно на работе с юношей и происходит страшное: Яцек падает с большой высоты. Он выживает, но возвращается домой уже с новым лицом – ему сделали пересадку. Надевая своеобразную «маску» на Яцека, Шумовска тем самым срывает ее с горожан и даже семьи героя, обнажая двуличие и все самое отвратительное, что скрывается в людях. Не минует автор и разговоров о государстве, которое также отвернулось от пострадавшего, о церкви, которую заботит только репутация, и о вере, которая превратилась в механические ритуалы.
В ролях: Матеуш Косьцюкевич, Агнешка Подсядлик, Малгожата Гороль
Яцек стал изгоем, и кажется, что места в родном доме ему нет. Также как и всему святому – статуя в итоге установлена, но голова Иисуса отвернута от города.