6 актеров, которые обходятся без каскадеров
29 мая на онлайн-платформах выходит боевик «Коллекторы 2». В новой серии зубодробительных приключений сборщиков долгов Френча и Сью ждет новое опасное дело, и в этот раз им не обойтись лишь силой кулаков. Одну из главных ролей в фильме сыграл британский актер и мастер боевых искусств Скотт Эдкинс, который на съемках обходится без каскадеров. Time Out рассказывает о 6 актерах, которые готовы самостоятельно выполнять трюки в фильмах.
Скотт Эдкинс
Первый актер в нашей подборке — как раз герой «Коллекторов 2», премьеры этой недели. Скотт с детства увлекался разными видами спорта, и с 10 лет стал заниматься дзюдо. После ограбления, которому подверглась его семья, Эдкинс проявил еще большее рвение в изучении боевых искусств. Он преуспел и в тхэквондо, и в кикбоксинге, и в других видах единоборств. В гараже, который Скотт превратил в спортивный зал, у него висели портреты кумиров — Брюса Ли и Жан-Клода Ван Дамма. Неудивительно, что после школы парень решил связать свою жизнь с кино.
Знакомство со Стефеном Тунг Феем, главой Гонконгской Ассоциации Каскадеров, позволило ему начать работать каскадером в фильмах популярных режиссеров боевиков вплоть до самого Джеки Чана. Вскоре Эдкинс получил первую небольшую роль, а потом шаг за шагом стал двигаться к успеху. Прорывом для него стал боевик «Неоспоримый 2», в котором он сыграл русского участника тюремных боев без правил.
Актер внимательно следит за своей формой: он разработал для себя особый рацион питания, объединил в единую систему тренировок упражнения культуристов и элементы кроссфита. Благодаря всему этому Скотт Эдкинс чувствует себя в силах выполнять все трюки в фильмах самостоятельно.
Том Круз
Имя в кино Том Круз сделал вовсе не благодаря боевикам. В молодости в его фильмографии, пожалуй, была лишь одна яркая картина, более-менее относящаяся к этому жанру — «Лучший стрелок». Да и особых спортивных достижений у актера не было, разве что ходил в тренажерный зал для поддержания формы. Все изменилось, когда Том Круз стал продюсером франшизы «Миссия невыполнима». Сопродюсеры, конечно, настаивали на найме профессиональных каскадеров: что делать, если исполнитель главной роли вдруг себе свернет шею?! Однако Круз решился на самостоятельное выполнение практически всех трюков.
Чего он только не вытворял на съемочной площадке франшизы: прыгал со скалы на скалу, бился об крышу поезда, гонял на мотоцикле и автомобилях, парил на парашюте среди небоскребов, тонул под водой и летал, схватившись за хвост самолета. Каждому трюку предшествовала кропотливая работа самого Тома и всей команды: актер занимался с лучшими специалистами – скалолазами, фридайверами, гонщиками и т.д., разрабатывались сложнейшие схемы съемок каждого эпизода.
Не обходилось и без травм: Том Круз сломал ногу и получил несколько менее серьезных повреждений.
Джеки Чан
В детстве Джеки попал в школу пекинской оперы, параллельно занимаясь боевыми искусствами. Это позволило ему потрясающе владеть своим телом. С 5 лет Чан снимался в небольших ролях, а в подростковом возрасте попал в трюковую массовку. Он даже снялся в двух лентах с Брюсом Ли — «Кулак ярости» и «Выход дракона». Продолжая работать в качестве каскадера и исполнителя второстепенных ролей, парень попал в поле зрения известного гонконгского продюсера Вилли Чана и получил свои первые главные роли. Увы, фильмы с актером снискали успех у публики далеко не сразу — Джеки Чану пришлось потрудиться.
Первым успехом стала экшн-комедия «Змея в тени орла», на съемках которой режиссер Юэнь Ву-Пин предоставил актеру полную свободу в выборе трюков. Чуть позже на экраны вышел фильм «Пьяный мастер», в котором он сыграл китайского народного героя, мастера боевых искусств Вон Фэйхуна, и с тех пор карьеру Джеки Чана было не остановить. Он создал собственную команду каскадеров, с которой работал на фильмах со своим участием, а позже начал сам работать как режиссер. Вскоре боевики Джеки Чана стали популярны за пределами Гонконга, а в 90-х он начал активно сниматься в Голливуде.
Актер выполняет почти 100% трюков самостоятельно и иногда даже выступает дублером других актеров. Ему помогает его команда каскадеров, которая очень грамотно и скрупулезно выстраивает хореографию боевых сцен. Кстати, именно Джеки Чан внесен в Книгу рекордов Гиннеса в категории «Актер, выполнивший наибольшее количество трюков самостоятельно».
Без увечий тоже не обошлось: на съемках «Доспехов бога» он получил серьезную черепно-мозговую травму, а также в разное время получал вывих таза, ломал лодыжку, пальцы рук и ног, нос, бедра и ребра.
Джейсон Стейтем
Джейсон пришел в кино из спорта: он входил в национальную британскую команду по прыжкам в воду. Помимо этого, Стейтем занимался смешанными боевыми искусствами и на досуге предпочитает предаваться активному отдыху — вейкбординг, водные лыжи, виндсерфинг, скалолазание. Еще до начала актерской карьеры Джейсон Стейтем подумывал о работе каскадером, но все сложилось иначе. В 1998 году он получил свою первую роль в фильме «Карты, деньги, два ствола» и без проблем исполнил в этой ленте все трюки — картина была малобюджетной, и тратиться на каскадеров возможности не было.
Но если в криминальной комедии экшн-сцены были достаточно скромными, то во франшизе «Перевозчик» Джейсон сумел показать все, на что он способен: все драки и автомобильные трюки он выполнил сам. Кстати, именно эффектная сцена в машине чуть не стоила актеру жизни. На съемках «Неудержимых 3» у грузовика, за рулем которого был Стейтем, отказали тормоза, и он рухнул в море. Джейсону удалось выбраться из кабины и легко доплыть до берега: все-таки в прошлом он был профессиональным пловцом.
Актер всегда очень уважительно отзывается о каскадерах и искренне считает их «бойцами невидимого фронта». Более того, он неоднократно говорил о том, что отсутствие специальной категории «Оскара» для дублеров — большое упущение Американской киноакадемии.
Еще одна профессия, которая незаметна, но всем нужна:
Анджелина Джоли
Не только актеры, но и актрисы убеждают продюсеров в том, что способны выполнить трюки самостоятельно. Яркий пример — Анджелина Джоли. Ее самыми запоминающимися экшн-ролями, конечно, были «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» и «Солт». Знаменитая сцена с люстрой в «Ларе Крофт» далась актрисе особенно тяжело: сначала она порезалась, а потом загорелась ее пижама, и девушку доставили в больницу с небольшими ожогами. Для съемок в «Солте» Джоли несколько месяцев занималась с тренерами по муай-тай и крав-мага.
Помимо многочисленных драк, ей пришлось много стрелять и даже пройти по карнизу 12-этажного здания. Но травму она получила во время подсъемок сцены, в которой нужно было просто кататься по полу: Анджелина не рассчитала расстояние и сильно ударилась головой об стол. В прошлом году пресса вновь писала, что 43-летняя актриса отказалась от услуг дублеров.
На съемках фильма «Те, кто желает мне смерти» папарацци сняли, как Анджелина Джоли, которая играет спасительницу подростка-свидетеля убийства, сама выполняет трюк на крыше грузовика.
Бастер Китон
Выполнять трюки самостоятельно актеры начали еще на заре кинематографа. И если сейчас продюсеры запрещают артистам работать без каскадеров, боясь даже не травм, а приостановки съемок из-за увечий, то в начале XX века боссы студий наоборот экономили деньги и нанимали на роли тех, кто не откажется лишний раз упасть. Бастер Китон был одним из первых, кто с удовольствием выполнял многочисленные трюки. Собственно, именно так и появилось его прозвище «Бастер», то есть «удалец» (на самом деле его зовут Джозеф): легендарный фокусник Карло Гудини назвал так шестимесячного мальчика, когда увидел, как тот скатился с лестницы и не заплакал.
С трех лет Бастер стал выступать вместе с родителями в их передвижном театре, и именно тогда его обучили трюковым навыкам: во время разыгрываемой родителями сцены ссоры они бросали друг в друга разными предметами, в том числе и собственным сыном. Мальчик падал с ужасным грохотом, но спокойно вставал и продолжал спектакль. Так что когда Бастер Китон попал в кино, то он никогда не отказывался от трюков и порой выполнял их за других актеров. Сам актер называл свое дарование способностью контролировать тело.
Правда, и ему не удавалось обойтись без инцидентов: он сломал лодыжку, упав на движущейся лестнице в «Доме с электричеством», потерял сознание после выстрела пушки в «Генерале» и получил серьезную травму шеи на съемках «Шерлока младшего».